Региональная модель оценки качества образования Иркутской области
Целевые ориентиры Формирование условий для информационного обеспечения развития региональной образовательной системы, повышения ее конкурентоспособности и формирование единого информационного пространства региона через: создание РСОКО, основанной на единой концептуальной основе с ОСОКО, с учетом специфических особенностей образовательной, социально-культурной и экономической ситуации в регионе
Целевые ориентиры повышение объективности оценки качества образования, переход на индикативное управление диалог между субъектами образовательного процесса на основе объективных данных по вопросам определения стратегии развития образовательных систем, выбора содержания и эффективных технологий обучения, финансирования обеспечивающих процессов и формирования подходов к материальному стимулированию педагогических и руководящих работников, обеспечивающих высокие образовательные результаты
«Показатели качества образования, на основе которых можно судить о функционировании образовательной системы, определяются на основе того, ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ…» Ковалева Г.С
Качество образования Интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Структура модели РСОКО 1.Организационная структура, координирующая реализацию мероприятий по созданию и функционированию РСОКО 2.Нормативно-правовая база для создания и функционирования РСОКО и ее составляющих (программы, положения, инструкции, регламенты, стандарты) 3.Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам оценки и экспертизы качества образовательной деятельности. 4.Сертифицированный банк диагностического инструментария для проведения оценки качества образования 5.Организационно-педагогические условия для проведения оценочных процедур 6.Индикаторы качества образовательной деятельности 7.Рейтинговые шкалы по результатам оценки 8.Информационно-статистический банк данных по результатам оценочных процедур
Составляющие элементы модели РСОКО 1.Организационная структура, координирующая реализацию мероприятий по созданию и функционированию РСОКО ОГОУ ДПО МЦОК и ПП, далее ОГОУ ДПО ИРО –оператор РСОКО на территории Иркутской области
Составляющие элементы модели РСОКО 2.Нормативно-правовая база для создания и функционирования РСОКО и ее составляющих (программы, положения, инструкции, регламенты, стандарты)
Составляющие элементы модели РСОКО 3.Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам оценки и экспертизы качества образовательной деятельности. Направления: экспертиза предметных достижений, качества образовательной деятельности МОУ, уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в рамках аттестационных процедур, подходы к построению ШСОКО Формы: очная, очно -заочная, дистанционная, модульно- накопительная (модуль часа,25% количества часов определяются запросами слушателей, наиболее востребован: «Управление качеством деятельности организации» )
Составляющие элементы модели РСОКО 4.Сертифицированный банк диагностического инструментария для проведения оценки качества образования( тесты, оценочные и диагностические методики, комплекс критериев и показателей) Показатели и критерии для оценки качества образовательной деятельности учреждений Иркутской области (с учетом типов и видов); Сертификация проведения рубежного тестирования учащихся на различных этапах обучения, компьютерного тестирования,в том числе, аттестации слушателей курсов (Система добровольной сертификации услуг по оценке учебных достижений учащихся ОУ России, май 2009 г.) - лаборатория педагогических измерений ОГОУ ДПО ИРО Проблемное поле: разработка измерителей, построенных на компетентностной основе
Параметр – показатель – критерий – индикатор Параметр 1 Качество условий образовательного процесса Региональная система оценки качества образования показателикритериииндикаторы 1 Кадровый потенциал -доля обеспеченности ОУ педагогическими кадрами - доля молодых специалистов, продолжающих работать в ОУ (в период за последние 3 года) - доля педагогов, имеющих высшее образование - доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование - доля педагогических работников, повысивших квалификацию за 5 лет
Составляющие элементы модели РСОКО 5.Организационно-педагогические условия для проведения оценочных процедур приказом департамента образования Иркутской области от утвержден План-график мероприятий к Программе создания, функционирования и развития РСОКО
Виды оценочных процедур лицензирование государственная аккредитация государственная итоговая аттестация выпускников МОУ профессиональная аттестация педагогических и руководящих работников педагогический аудит диагностические и мониторинговые исследования экспертиза образовательных программ МОУ конкурсы профессионального мастерства экспертиза в рамках ПНП «Образование» международные сравнительные исследования PISA, TIMS Механизмы(кроме инвариантных): комплексный мониторинг качества образовательной деятельности МОУ, вариативная форма аттестации педагогических и руководящих работников
Комплексный мониторинг Это многоаспектное, оценочно- диагностическое, прогностическое исследование состояния, развития образовательного процесса с целью управления им и выявления возможностей дальнейшего развития образовательных систем
Цели комплексного мониторинга 1.Составление интегральной характеристики состояния качества образования, отражающей степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 2.Разработка практических рекомендаций и предложений по обеспечению качества образования с использованием имеющихся ресурсов ОУ
Проведение мониторинга ориентировано на изучение основных аспектов качества: Качество результата Качество условий Качество процессов
Нормативно-правовое обеспечение процедуры Положение и регламент проведения процедуры комплексного мониторинга на территории Иркутской области (Приказ департамента образования 90-дпр от )
Обследовано 17 муниципальных образовательных систем (из 42):10сельских и 7 городских 8 муниципальных образовательных систем по инициативе МОУО 686 образовательных учреждения дошкольного, общего, дополнительного, и 42 учреждения начального и среднего профессионального образования
Выход процедуры: Уровень ОУ: корректировка образовательного процесса по выявленным проблемным направлениям, оптимизация использования ресурсов (по материалам экспертных заключений) Муниципальный уровень: разработка программ развития образовательной сети, оптимизация форм и механизмов управления образовательной системой, прогноз поступательных изменений, обеспечивающих развитие
Выход процедуры: Региональный уровень : разработка практико-ориентированных образовательных программ повышения квалификации работников образования; введение рейтинговой системы оценки деятельности МОС; формирование единого информационно- статистического пространства на региональном уровне; принятие обоснованных управленческих решений по вопросам функционирования и развития РОС.
Составляющие элементы модели РСОКО 6.Индикаторы качества образовательной деятельности 7.Рейтинговые шкалы по результатам оценки
Составляющие элементы модели РСОКО 8.Информационно-статистический банк данных по результатам оценочных процедур Создание единой базы данных образовательных учреждений на базе программного комплекса «1С:Хронограф» (98% средних школ)
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся (в т. ч. ЕГЭ) Лицензирование и аккредитация ОУ Аттестация педагогических и руководящих работников Мониторинговые исследования Социологические обследования Образовательная статистика Социально- экономическая и демографическая статистика Система анализа и представления информации Информационно- статистический банк данных по результатам оценки Администрация ОУ, органы управления образованием Органы само- управления ОУ Подсистемы ОУ, Образовательных систем Учащиеся и родители Работодатели Общественность Система сбора и обработки информации
Проект «Развитие региональной системы оценки качества на муниципальном уровне» Направлен на модернизацию управления образовательной системой через: - организацию системы постоянного мониторинга развития образования; - внедрение в систему управления образованием информационно-технологической составляющей, -переход к государственно-общественной модели управления, -дальнейшее реформирование организационной структуры муниципального органа управления образованием.