Общественное обсуждение вариант подготовлен рабочей группой Института образовательной политики « ЭВРИКА » Федеральный государственный стандарт общего образования ( макет )
Вопросы для рассмотрения : 1. Подходы к разработке стандартов и способы их обсуждения 2. Основные положения ФГОС ( вариант « Эврика ») 3. Перспективы ФГОС
Подходы к разработке стандартов и способы их обсуждения 2004 Стандарт 2004 ( группа ученых и практиков ) Цели, набор минимума предметного содержания, описание предметных результатов Стандарт 2004 ( группа ученых и практиков ) Цели, набор минимума предметного содержания, описание предметных результатов Обсуждения в регионах в профессиональном сообществе Итог : всеобщее одобрение, вносились только редакционные правки. Принципиально ничего уже изменить было нельзя
Подходы к разработке стандартов и способы их обсуждения « стандарт второго поколения » ( группа разработчиков РАО ) набор отдельных материалов : примерные программы, учебный план и т. д. « стандарт второго поколения » ( группа разработчиков РАО ) набор отдельных материалов : примерные программы, учебный план и т. д. Апробация « стандартов » в 14 регионах Апробация « стандартов » в 14 регионах Результат - ?????
Подходы к разработке стандартов и способы их обсуждения 1 декабря 2007 года Указ Президента РФ о внесении изменений в Закон « Об образовании » ( ст.7 Закона )
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к : 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; 3) результатам освоения основных образовательных программ
Статья 9 Закона « Об образовании » РФ 6. Основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие духовно - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования 19) информационное и научно - методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), учебной литературы и учебных пособий
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов ; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей );
Подходы к разработке стандартов и способы их обсуждения год КПМО – 31 регион РФ ( участвуют : региональная власть, педагогическое сообщество, наука, гражданские институты ) КПМО – 31 регион РФ ( участвуют : региональная власть, педагогическое сообщество, наука, гражданские институты ) Подушевое финансирование НСОТ Региональная система оценки качества Федеральный государственный стандарт (« народный стандарт ») Федеральный государственный стандарт (« народный стандарт ») Разработки РАО ?
Стратегия « народного » стандарта направлена на : формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете ; инициацию внеучебных достижений и их институциональное закрепление ; инициацию обогащения педагогического и управленческого арсенала ; создание условий институциональной гибкости и пластичности образования ; институциональное закрепление наработок КПМО как определенных норм ИТОГ : стандарт должен обрести рамочный характер и вид, т. е. задать границы возможного, а не перечень необходимого. Суть нового стандарта - помочь учреждению создать условия и возможности для самостоятельных действий ученика и педагога, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Для справки : 48% участников опроса на сайте « Инновационная сеть « Эврика » придерживаются той же точки зрения
Структура ФГОС - « Три Т » Область применения ( для кого создается стандарт, кто его пользователь ?); Термины и понятия, используемые в стандарте Термины и понятия, используемые в стандарте ( необходимо договориться о рабочих определениях ведущих понятий и терминов для общего понимания текста стандарта ); Требования к структуре образовательной программы ( нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы ) Требования к результатам освоения образовательных программ ( предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт ) Требования у условиям реализации образовательных программ ( фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально - техническое обеспечение, кадровое и финансовое ) Оценка качества освоения образовательных программ ( измерители, формы, способы оценивания ) Перечень документов, материалов и рекомендаций ( набор необходимых документов, помогающие реализовать стандарт )
2 вопрос : Что такое « Три Т » ?
Образовательная программа образовательного учреждения как общественный договор 1) образовательные цели ( социокультурную миссию ) образовательного учреждения ; 2) основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей ( результатов образования ); 3) программу развития учреждения
Основная образовательная программа ступени Образовательная программа ступени должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать : перечень основных видов деятельности, занятий обучающихся на разных ступенях образования ; перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса ; базисный образовательный план как механизм реализации основных задач, решаемых всеми участниками ОП
Структура ООП ступени образования Цель ступени Характеристика возраста Характеристика возраста Описание видов деятельности школьников Описание видов деятельности школьников Задачи, решаемые учащимися, в ходе освоения ОП Задачи, решаемые педагогическим коллективом Образовательный ( учебный ) план ступени Комплект рабочих учебно - предметных программ, модулей, курсов образовательных областей учебного плана Образовательные программы допобразования ; Описание планируемых результатов реализации ОП
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности младшего школьника : Совместно - распределенная учебная деятельность в коллективных формах ( коллективная дискуссия, групповая работа ) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра - драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами ) Творческая деятельность ( художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно - полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях ).
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности подростков : Совместно - распределенная учебная деятельность в личностно - ориентированных формах ( включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания ; возможность проявить свою индивидуальность ; выполнять « взрослые » функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно - распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально - значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами ( техническими объектами, группами людей ). Творческая деятельность ( художественное, техническое и другое творчество ), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности старших школьников Учебно - образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования ( лекции, семинары, тренинги, практикумы ). Самостоятельно организованная учебная деятельность ( подготовка к экзаменам, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школа.) Конструкторско - исследовательская деятельность по конкретной профильной теме. Организационно - проектная социальная деятельность. Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения ( стажировки, пробы, рефлексивные сессии ).
Показатели реализации ОП СтупениКол - во часов / неделю Соотношение ФК / ШК Соотношение УД / ВНУД Соотношение ауд / сам. работа Начальная Школа (4 года /5 лет ) 104(98)**80/20 90/10 Основная школа (5 /4 года ) 174(164)70/3065/3575/25 Старшая школа (2 года ) 96 (90)60/40
Базисный учебный план – механизм реализации ООП : требования ( пример ) Образовательные области 1 ступень 1-4 классы Соотношение учебной внеучебной Де Соотношение аудиторной / самост. работа Филология : федеральный компонент : региональный и школьный компонент : / / / / / /24 Математика Естествознание Искусство
Динамика соотношений основных показателей учебного ( образовательного ) плана
Требования к результатам освоения ООП Описание образовательных результатов в каждой образовательной области как набора определенных культурных способов ( средств ), позволяющих выпускнику решать как предметные, так и надпредметные задачи ; Описание ключевых компетентностей для каждой ступени образования ( в динамике ); Описание образовательных результатов как социального опыта, задающихся исключительно накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью « портфолио » ( в таких образовательных областях, как « Искусство », « Технологии » и « Здоровье »).
Базовые требования к результатам освоения ООП начального общего образования На начальной ступени образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий : инициативный поиск построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и проба их применения ; самоконтроль выполнения отдельных действий : соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания ; адекватная и автономная самооценка учебных достижений ; самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков.
Базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области ( образовательный интерес и образовательная амбиция ); произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств ( схем, таблиц, текстов и т. п.); произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение ( например, соотнесение графика и формулы ); освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета ; самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения ( дискуссия, доклад, эссе и т. п.) и их инициативное опробование ; адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках ( четверть, полугодие, год ).
Базовые требования к результатам освоения ООП полного общего образования инициативное опробование собственной ( индивидуальной ) образовательной программы : произвольное соотнесение ценностей, целей и ресурсов планируемой деятельности ; определение собственного поля образовательных достижений ; освоение понятийного строения образовательной области ; различение подходов в построении области знаний ; различение авторских подходов в написании различных типов текстов ( научный, публицистический, художественный и т. п.); инициативное опробование и овладение разными формами ( научной, художественной, публицистической и т. п.) в создании собственных текстов
Требования к условиям реализации ООП Описание фундаментальных ядер для образовательных областей как системы основных способов действий ( понятий ) и средств ; Описание образовательных технологий адекватных этапам образования школьникам Требования к учебно - методическому оснащению ОП ( учебник и др. материалы ) Требования к информационному оснащению и нормативно - правовому обеспечению Финансово - экономическое обеспечение ( включая требования к НСОТ ) Кадровое обеспечение ( включая аттестацию школ )
Что дальше ? 1. Придать определенный статус данному документу. 2. Разработать механизм поэтапного введения ФГОС. 3. Незамедлительно ( после принятия ФГОС ) начать работу в педагогических ВУЗах, в ИПК и других ОУ с педагогами, управленцами по подготовке их к введению ФГОС 4. Необходима разработка пакета нормативно - правовых актов на уровне ОУ