АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов» (Д. Медведев).
Базисный учебный планБазисный учебный план Програм- ма развития универса- льных учебных действийПрограм- ма развития универса- льных учебных действий Програм- мы отдельных учебных предме- тов и курсовПрограм- мы отдельных учебных предме- тов и курсов Програм- ма воспита- ния и социали- зации обучаю- щихсяПрограм- ма воспита- ния и социали- зации обучаю- щихся
В каждой группе есть таблица: «Сравнительный анализ программы ФГОС НОО и ФГОС ООО». Первый столбик заполнен. Второй надо заполнить и определить основные приращения по сравнению с начальной школой. Задание 1:
Новые понятия Социальная и культурная практики Социальное партнерство Начальный опыт общественно значимой деятельности социальная самоидентификация
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся основной школы для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, общественно- полезную деятельность обучающегося и его родителей
Программа воспитания и социализации обучающихся- интегрирующий документ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
Основные направления внеурочной деятельности Спортивно- оздоровительное Художественно -эстетическое Научно- познавательное Военно- патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельность
Виды внеурочной деятельности Игровая Познавательная Проблемно- ценностное общение Досуговая Художественное творчество Социальное творчество Трудовая Спортивно- оздоровительная Туристко- краеведческая
Модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня». Оптимизационная модель. Инновационно-образовательная модель.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент
Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент
Микрогруппа педагогов «Внеурочная деятельность» Проектирование программы воспитания и социализации Совет по введению ФГОС нового поколения Рабочая группа по разработке и реализации программы введения ФГОС Микрогруппа «Социально-значимая деятельность» Микрогруппа «Воспитательная деятельность»
Паспорт проекта Ключевая проблема Предмет проекта Цель проекта Ключевые идеи Задачи Авторы Сроки реализации
ВВЕДЕНИЕ (Описание места данного единичного проекта в структуре ООП ООО, взаимосвязь с другими разделами программы, взаимосвязь с локальными актами ООУ)
Содержание работ по разработке единичного проекта Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакеты работ Ответственные Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования Формулирование цели и задач духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Определение основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их базового содержания Разработка системы оценки результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования Программа социализации подростков
План-график реализации пакетов работ в рамках единичного проекта Пакеты работ, мероприятия по координации работы и контролю Месяцы 2013 год2014 год … 1. Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования 2. Программа социализации подростков
Контроль хода реализации единичного проекта Контроль хода реализации Проекта обеспечивается через систему мер: распределение и закрепление ответственности между отдельными субъектами; планирование и выполнение мероприятий мониторинга реализации Проекта; конкретизация направлений Проекта в планах деятельности ОУ; отчёты о ходе реализации Проекта на заседаниях Координационного совета.
Оценка рисков реализации единичного проекта В процессе реализации управленческого проекта могут проявиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов. Внешние риски: неготовность педагогических работников к решению стратегических задач методами коллективного проектирования; Внутренние риски: сбои в координации и синхронизации деятельности проектных групп по реализации направлений проекта; использование участниками проекта традиционных средств и методов для решения принципиально новых задач. С целью минимизации внутренних рисков запланированы следующие мероприятия по управлению единичным проектом и своевременной корректировке поставленных целей и задач: - ……… - …….. - …….
Лист экспертной оценки 1 Цели и задачи единичного проекта 2 Нормативное обеспечение единичного проекта (документы федерального, регионального, муниципального уровня); источники, используемые при разработке проекта 3 Основные позиции единичного проекта, взаимосвязь с другими разделами ООП. 4 Учет особенностей ОУ, описание имеющихся ресурсов в ОУ (заделов) для реализации проекта 5 Проблемы при разработке проекта 6 Достигнутые результаты при разработке проекта. 7 Перспективные задачи
Спасибо за внимание!