Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования
Основное содержание: 1.Статус ООП и ее место среди других документов. 2.Требования ФГОС к структуре ООП и содержанию ее разделов. 3.Рекомендации по разработке ООП. 4.Опыт экспертизы ООП.
Федеральный государственный образовательный стандарт Совокупность требований к: Результатам освоения основной образовательной программы Структуре основной образовательной программы Условиям реализации основной образовательной программы
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательная программа: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная)
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами
Закон РФ «Об образовании» Ст.29 Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Принципы разработки Соответствие ФЗ «Об образовании» Примерная основная образовательная программа основного общего образования является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения Соответствие требованиям ФГОС основного общего образования
Принципы разработки Преемственность с Примерной основной образовательной программой начального общего образования и развитие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и целями основной ступени общего образования Реализация системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС
Структура основной образовательной программы основного общего образования 1 - целевой раздел 2 - содержательный раздел 3 - организационный раздел
Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Содержательный раздел : Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области: использования информационно- коммуникационных технологий учебно-исследовательской деятельности проектной деятельности Примерные программы отдельных учебных предметов, курсов
Содержательный раздел : Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, включающая направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация профессиональная ориентация формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа коррекционной работы
Организационный раздел : Базисный учебный план основного общего образования Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
Целевой раздел Пояснительная записка содержит: Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования Ключевые особенности реализации системно- деятельностного подхода на основной ступени общего образования Психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития
Целевой раздел Планируемые результаты: Являются: содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов и системы оценки Описывают: классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются обучающимися В Примерной ООП представлены рекомендации по разработке планируемых результатов в ОУ
Целевой раздел Система оценки достижения планируемых результатов Ключевые особенности системы оценки, соответствующие ФГОС Оценка: личностных результатов метапредметных результатов предметных результатов выполнения индивидуального итогового проекта
Целевой раздел Система оценки достижения планируемых результатов Формирование портфеля достижений обучающихся Оценка результатов деятельности образовательного учреждения основного образования Рекомендации по разработке системы оценки в ОУ
Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий технологии развития универсальных учебных действий типологии учебных ситуаций и задач, направленных на формирование и развитие всех групп УУД описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Содержательный раздел Примерные программы учебных предметов 1. пояснительную записку 2. общую характеристику учебного предмета, курса 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Содержательный раздел Примерные программы учебных предметов 5. содержание учебного предмета, курса 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Содержательный раздел Программа воспитания и социализации Цель и задачи Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Содержательный раздел Программа воспитания и социализации Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Мониторинг эффективности реализации программы
Содержательный раздел Программа коррекционной работы Цели и задачи Перечень и содержание направлений работы Система комплексного психолого- медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Планируемые результаты
Организационный раздел Базисный учебный план Представлены 4 варианта БУП: варианты 1,2 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке вариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России вариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке
Организационный раздел Базисный учебный план Предусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процесса, в том числе внеурочная деятельность по направлениям развития личности Предоставлена возможность формирования индивидуальных учебных планов при тьюторском сопровождении Срок освоения ООПООО – 5 лет Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 и не более 6020
Организационный раздел Базисный учебный план Обязательные предметные области и учебные предметы: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России;
Организационный раздел Базисный учебный план естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Организационный раздел Система условий реализации ООП Описание кадровых, психолого- педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических условий Нормативные и инструментально- методические материалы, направленные на оценку и формирование условий реализации ООП, в том числе:
Организационный раздел Система условий реализации ООП модели аналитических таблиц, планов- графиков, дорожных карт примерные перечни набора помещений и необходимого оборудования характеристики информационно- образовательной среды модель сетевого графика по формированию условий реализации ООП и др.
Рекомендации по разработке ООП План работы школы по разработке ООП Создание рабочих команд для разработки ООП Изменение структуры внутришкольного управления
Рекомендации по разработке ООП Преодоление сопротивления нововведениям Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС
Спасибо за внимание!