Овладение приёмами контроля за чистотой произношения имеющихся звуков в речи у детей 1
Произношение – это воспроизведение звуков речи (словарь С.И. Ожегова) 2
Задачи при обучении произношению детей с нарушением слуха: 1.формирование внятной, доступной пониманию окружающих речь; 2. создание у детей потребности в устном общении, воспитать желание говорить, общаться словом. 3
Важное условие – создание слухо - речевой среды 4
Как же происходит процесс обучения произношению? В основу положен принцип естественного овладения речью. 5
При вызывании звуков используем: зрительный анализатор; вибрационно-тактильные ощущения; слуховой 6
Первый этап – вызывание естественного голоса 7
Дефекты голоса: гнусавый голос; голос очень тихий, слабый; голос крикливый, лающий; голос фальцетный, слишком высокий; голос хриплый; голос беззвучный. 8
Второй этап – развитие речевого дыхания 9
Игровые упражнения на развитие: силы выдоха; длительность выдоха; плавность выдоха. 10
Третий этап – развитие артикуляционного аппарата 11
Артикуляционный аппарат – это органы, которые участвуют при произношении звуков: язык, губы, щёки, мягкое и твёрдое нёбо, голосовые связки. 12
Четвёртый этап – вызывание первых гласных и согласных звуков 13 А__А__
14
Пятый этап – произношение звукоподражаний мяу - мяу топ - топ 15
16
Шестой этап – произношение простых и лепетных слов 17
Седьмой этап – произношение слов сложных по своему составу. Восьмой этап – формирование фразовой речи. 18
19
Фонетическая ритмика – это приём, основанный на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. 20
Упражнения фонетической ритмики направлены на формирование различных произносительных умений: отделение одного слога от ряда слогов; долготу и слитность звучания; темп произнесения; силу и высоту голоса; выразительность речи. 21
Отделение одного слога от ряда слогов ПАПАПАПА (хлопать руками по ногам) ПА (хлопнуть руками перед грудью) ТАТАТАТА (шагать на месте) ТА (прыгнуть на месте) 22
Долгота звучания А_____А_____А_____(качаем куклу) ПА ПА ПА (кукла прыгает) У_____(едет поезд) У. (поворачивает поезд) А__А__ у____ 23
Слитность звучания М__А__М__А__М__А__ (плавно вытягивать вперёд руки) МА МА МА (резко вытягивать в стороны то одну, то другую руку) ЛЯЛЯЛЯЛЯ (вращать ладони перед грудью) ЛЯ ЛЯ ЛЯ (руки на поясе, наклоны в стороны) 24
Сила голоса А __А__ А __ А ___ (постепенное разведение рук в стороны) ТОП – ТОП – ТОП (идёт маленький мишка) топ – топ –топ (идёт большой мишка) 25
Выразительность речи А___! (весело) О__ бо-бо (грустно) 26
27
Проговаривание стихов В ОТ КОТ, ВОТ КОТ. М ОЕТ ЛАПЫ, МОЕТ РОТ. 28