МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Шарандина В.В. учитель истории МОУ «СОШ 53» г. Кургана
Цель исследовательской деятельности: развитие познавательных способностей школьников; развитие познавательных способностей школьников; приобретении учащимися функционального навыка исследования; приобретении учащимися функционального навыка исследования; развитие способности к исследовательскому типу мышления; развитие способности к исследовательскому типу мышления; активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
Задачи, стоящие перед педагогом при формировании учебно- исследовательских умений учащихся: Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области; Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области; Развить умение выделять в проблеме «объект исследования»; Развить умение выделять в проблеме «объект исследования»; Научить находить отличительные признаки «предмета исследования»; Научить находить отличительные признаки «предмета исследования»; Привить навыки правильного формулирования темы исследования; Привить навыки правильного формулирования темы исследования; Научить вести исследование. Научить вести исследование.
уровни прохождения учащегося через исследовательскую деятельность: 1. репродуктивный, 2. эмпирико-практический, 3. исследовательский, экспериментальный 4. творческий, продуктивно- деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу
технология учебного исследования: умение видеть важность и определять актуальность будущего исследования; умение видеть важность и определять актуальность будущего исследования; умение формулировать и ставить проблему исследования; умение формулировать и ставить проблему исследования; составление плана исследования; составление плана исследования; анализ изученности проблемы, над которой надо работать в теории и практике; анализ изученности проблемы, над которой надо работать в теории и практике; изучение и анализ литературных источников (научные, учебные, популярные издания; хрестоматии, архивные источники); изучение и анализ литературных источников (научные, учебные, популярные издания; хрестоматии, архивные источники); исследование явления путем прямых наблюдений (по предмету обществознание); исследование явления путем прямых наблюдений (по предмету обществознание); уметь объяснять наблюдаемые явления и строить гипотезы, которые затем подтверждать экспериментально; уметь объяснять наблюдаемые явления и строить гипотезы, которые затем подтверждать экспериментально; проводить систематические исследования; проводить систематические исследования; делать выводы и заключения на основе проведенных исследований. делать выводы и заключения на основе проведенных исследований.
Для реализации ступенчатого продвижения ученика разработана специальная методика организации исследовательской деятельности школьников, которая предусматривает 4 этапа, составляющие один цикл учебный год.
1 этап. объекта (темы) исследования. 1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. 2 этап. Процесс исследования объекта. 3 этап. Оформление результатов исследования. 4 этап. Демонстрация результатов исследования.
1 этап. объекта (темы) исследования. 1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ученик сам выбирает тему исследования, исходя из: интереса, возникшего на уроке; интереса, возникшего на уроке; традиции семьи, традиции семьи, предрасположенности к каким-либо видам деятельности, предрасположенности к каким-либо видам деятельности, желания утвердиться (когда заведомо берутся очень сложные темы). желания утвердиться (когда заведомо берутся очень сложные темы).
2 этап. Процесс исследования объекта. Перед учеником ставятся следующие задачи: Найти и записать знания по теме исследования; Найти и записать знания по теме исследования; Найти и записать новые, неизвестные ранее знания. Найти и записать новые, неизвестные ранее знания.
3 этап. исследования. 3 этап. Оформление результатов исследования. Научный аппарат исследования: актуальность; актуальность; проблема; проблема; объект; объект; предмет; предмет; цели; цели; задачи; задачи; методы; методы; основные понятия; основные понятия; обобщения; обобщения; анализ; анализ; выводы; выводы; рекомендации. рекомендации.
4 этап. исследования. 4 этап. Демонстрация результатов исследования. Выступление с докладом о проведенной работе входит в исследовательскую культуру обучающихся, и является обязательным !!!
практическая направленность исследовательской деятельности: 1. школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы 2. появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати 3. есть возможность представить свои работы для участия в городских и областных семинарах и конференциях 4. учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь
Способности и умения школьника, развивающиеся в процессе исследовательской деятельности: инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки способность находить и использовать источники для углубления знаний способность находить и использовать источники для углубления знаний умение применять знания умение применять знания умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией способность пользоваться современной техникой способность пользоваться современной техникой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ