обязательный минимум содержаниямаксимальный объём учебной нагрузкиуровень подготовки выпускников ОУ требования к обеспечению образовательного процесса
является основой разработки: федерального БУП; образовательных программ ОУ; БУП субъектов РФ; учебных планов ОУ; примерных программ по учебным предметам
Государственный стандарт общего образования федеральный компонентрегиональный компоненткомпонент образовательного учреждения
Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Федеральный компонент устанавливает
Федеральный компонент структурирован структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее (полное) общее образование по учебным предметам внутри ступеней – по учебным предметам
включают: цели цели изучения учебного предмета; обязательный минимум обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; требования требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету
освоение знаний; овладение умениями; воспитание; развитие; практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции) Все представленные цели равноценны Все представленные цели равноценны
обобщенное содержание которое учреждениеобязано предоставить обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования
представлен предметных тем (дидактических единиц) в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы
содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников
результаты освоенияобязательного минимума установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования
деятельностной форме задаются в деятельностной форме
федеральный базисный учебный планпримерные программы по учебным предметамконтрольно-измерительные материалы критерии присвоения учебным изданиям грифов
расширение расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся; конкретизация и детализация конкретизация и детализация дидактических единиц; определение порядка изучения определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала
Русский и Иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы. Литература – значительно усилена духовно- нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.
Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики. Информатика и ИКТ (информационно- коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3-го класса как учебный модуль, с 8-го класса – как самостоятельный учебный предмет. Естествознание – усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.
Биология – значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности). География – реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально- экономической географии к интегрированному курсу. Искусство – увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору – в старшей школе.
История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса. Обществознание – направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.
от 3 июня 2008 года 164 от 31 августа 2009 года 320 от 19 октября 2009 года 427 от 24 января 2012 года 39