Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Телегина В. Г. МОУ Парбигская СОШ
Одной из главных задач развития критического мышления учащихся в процессе образования является организация детской проектной и исследовательской деятельности.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое «брошенный вперед».
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы работы над проектом Выбор проблемы, темы Ценностно- ориентированный этап Определение структуры Конструктивный этап Подбор информации Поисковый этап Написание проекта (реализация) Технологический этап ЗАЩИТА ПРОЕКТА
следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся По характеру- творчество и эксперимент По направленности - производственная деятельность
Учебный проект – Развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, видеофильмов, презентаций и т.д. Конкретная деятельность по благоустройству микрорайона, изучению и описанию объектов и процессов. Продукт проектирования
Исследовательская деятельность учащихся деятельность учащихся, связанная с приобретением новых знаний и решением учащимися творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: поcтановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Этапы исследовательской работы Выбор проблемы, гипотезы Ценностно- ориентированный этап Подбор и овладение методиками Этап исследования Изучение информации Поисковый этап Анализ и обобщение собственного материала Технологический этап НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ
Типы проектно-исследовательских работ учащихся РеферативныеСбор и представление информации по избранной проблеме, теме ЭкспериментальныеПостановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях ПроектныеРешение проблемы и достижение заранее спланированного результата ОписательныеФиксация результата сбора данных по определенной методике ИсследовательскиеВыводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных
СОТРУДНИЧЕСТВО Ученик Учитель Самостоятельная практическая деятельность Дает советы по организации работы Консультирует при отборе материала Приходит на помощь при затруднениях Новичок эксперт Технологические знания и умения Творческий поиск Комфортность, уверенность в успехе, исчезает барьер страха перед необходимостью отвечать или спрашивать о непонятном.
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. В отличие от исследования проект и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему.
Разработка проекта обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий исключительно на репродуктивном уровне. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.
Это совместный продукт труда ученика и педагога, целью которого является формирование практических навыков и умений решения различных проблем.
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и хотению. Н.А.Умов Благодарим за внимание!