Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Advertisements

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Презентация Горшковой О.А.. История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик»)
Учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется ещё разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В.В.Прозоров.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«Я писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» «Живость боли и непрерывное.
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки".
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными.
Сатирическая направленность сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
На этом уроке мы обратимся к жанру сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для детей «изрядного возраста»
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказка – ложь да в ней намек: добрым молодцам урок!
Сатирические приемы изображения в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Выполнил ученик 7 «В» класса Мерзликин Константин.
Транксрипт:

Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»

Аллегория – иносказание. Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»). Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»). Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»). Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука). «Эзопов язык» - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли.

Художественное своеобразие «Сказок» 1. Фольклорная основа (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты). 2. Синтез реального и фантастического. 3. Аллегория. 4. Афористичность языка. 5. Авторская ирония. 6. Гипербола. 7. Гротеск. 8. «Эзопов язык».

Основные темы 1.Обличие самодержавной власти («Богатырь», «Медведь на воеводстве»); 2.Обличие паразитического образа жизни господствующего класса («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…», «Дикий помещик»); 3.Обличие рядовых обывателей и либерально настроенных слоёв общества в бездеятельности («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась-идеалист»); 4.Представление угнетённого положения простого народа («Коняга»); 5.Представление образов правдоискателей («Путём- дорогою», «Ворон-челобитчик»).

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Верный Трезор»

«Ворон-челобитчик»

Анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­ крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального. Домашнее задание