Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
Аллегория – иносказание. Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»). Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»). Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»). Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука). «Эзопов язык» - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли.
Художественное своеобразие «Сказок» 1. Фольклорная основа (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты). 2. Синтез реального и фантастического. 3. Аллегория. 4. Афористичность языка. 5. Авторская ирония. 6. Гипербола. 7. Гротеск. 8. «Эзопов язык».
Основные темы 1.Обличие самодержавной власти («Богатырь», «Медведь на воеводстве»); 2.Обличие паразитического образа жизни господствующего класса («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…», «Дикий помещик»); 3.Обличие рядовых обывателей и либерально настроенных слоёв общества в бездеятельности («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась-идеалист»); 4.Представление угнетённого положения простого народа («Коняга»); 5.Представление образов правдоискателей («Путём- дорогою», «Ворон-челобитчик»).
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Верный Трезор»
«Ворон-челобитчик»
Анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального. Домашнее задание