«Здоровьесберегающий урок» МОУ СОШ с. Преображенка Огородникова Людмила Валентиновна 2009 год
Здоровьесберегающий урок в школе «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Н. М. Амосов «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». В. А. Сухомлинский
Здоровьезатратные факторы и их источники большой объём учебного материала и его сложность; жёсткая схема урока (например, этапы урока всегда в одном и том же порядке); недостаточное знание учителем физиологических и психологических особенностей обучения, монотонность учебного процесса; влияние внешних факторов, ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих учебную деятельность; боязнь проверки, страх допустить ошибку, услышать грубое замечание, получить плохую оценку; обсуждение промахов и ошибок при всём классе; ежедневно повторяющаяся многочасовая статистическая поза; большая зрительная нагрузка и др.
Организуя учебное занятие, нужно учитывать: объем учебной нагрузки: количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузку от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы); занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
Школьные факторы риска 1. Стрессовая педагогическая тактика. 2. Интенсификация учебного процесса. 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения. 5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. 6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. 8. Частичное разрушение служб врачебного контроля. 9. Провалы в существующей системе физического воспитания. 10. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно–воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. Нагрузка должна быть рациональна, индивидуальна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Приемы здоровьесберегающих технологий на уроке: разнообразие приёмов и методов работы, поддержание контакта с учащимися; использование привлекательной мотивации; формулирование целей и задач урока вместе с учащимися; проверка задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»; использование работы в парах переменного или постоянного состава (по 2-3 человека), где может быть одно задание или разное; построение урока не только в соответствии с целью и спецификой учебного материала, но и особенностями класса; подведение итогов уроков на последних 4 – 5й минутах вместе с учениками; напоминание перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена работа, порядка её выполнения. В ходе выполнения – оказание тихой индивидуальной поддержки; при сообщении о результатах работы – указание на общие итоги, недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок; при появлении признаков утомления учащихся – изменение интонации, привлечение внимания (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки).
Причины, вызывающие утомление учащихся: -профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; -негативные особенности традиционной системы обучения; - перегруженность школьных учебных программ; переполненность классов учащимися (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию учебно- воспитательного процесса; -несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах; -нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.
Гигиенические условия, способные вызвать у учащихся состояние физического дискомфорта, перерастающее в утомление: - нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно); - повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях; - неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, накопление в воздухе веществ, обусловленных обычными выделениями человеческого тела; - воздействие шума, посторонних звуков, мешающих проведению урока; - недостаток освещения; - физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети боятся пошевелиться; - длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы.
Скорость утомления зависит от состояния нервной системы школьника, величины и характера перегрузки. Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой. Признаками усталости учащихся могут быть: частая смена позы, потягивание; встряхивание руками, закрывание глаз, зевота; подпирание головы, остановившийся взгляд; ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом; увеличение количества ошибок, задержка с ответом, невосприятие вопроса; частое поглядывание на часы в ожидании конца урока.
Литература: 1.М. М. Безруких, В. Д. Сонькин и др. Здоровьесберегающая школа. М Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования. Под ред. Академика РАО М. М. Безруких. М. 2004