Профессионально-личностное здоровье учителя
Как влияет здоровье учителя на здоровье его учеников?
Здоровье учителя – здоровье ученика Слабое здоровье учителя – низкая работоспособность и эффективность его деятельности Авторитарность педагогического воздействия Негативное воздействие нездорового учителя на психологический климат в классе Ошибки из-за некомпетентности учителя в вопросах охраны здоровья Плохой пример беспечного отношения учителя к своему здоровью Проявления профессиональной деформации и синдрома эмоционального выгорания
Профессионально-личностное здоровье учителя Процесс развития осознанности и осмысленности самого себя, своей профессиональной деятельности, стремление к самоактуализации, развитию профессиональных качеств и личностных характеристик, позволяющих выполнять работу эффективно, творчески, сохраняя высокую работоспособность и психоэмоциональное равновесие.
Профессиональная деятельность учителя в условиях современного образования не способствует сохранению его здоровья: 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% - находятся в постоянном стрессовом состоянии; для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова
Гиподинамия Нарушения режима дня Голосовые перегрузки
Заболевания педагогов Сердечно-сосудистые заболевания 52,2% Нервной системы - 50,9% Опорно-двигательного аппарата – 47,2% Желудочно-кишечного тракта – 31,7% Лор заболевания – 33,5%
Психоэмоциональное здоровье Более 80% всех заболеваний являются следствием психоэмоциональных отклонений: Синдром эмоционального выгорания Профессиональные кризисы
Психоэмоциональное здоровье учителя является одним из факторов успешности образовательной системы и предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников особенно в период реформирования образования.
Синдром эмоционального выгорания Эмоциональная истощенность – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение к детям и безразличное к коллегам) Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
результаты исследования по методике К. Маслач выявлена высокая степень выраженности синдрома эмоционального выгорания по двум и более факторам (29 % обследованных учителей). Наиболее выражены показатели эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений, что объясняется возросшим уровнем требований к профессиональной компетентности педагога в связи с реформированием системы образования и недостаточным уровнем психолого-педагогической поддержки учителя.
факторы риска профессионального кризиса учителя. фактор отсутствия перспективы, фактор негативного влияния внешних обстоятельств, фактор потери смысла жизни, фактор отчуждения.
- фактор ориентации на новое, - фактор обретения самоконтроля, - фактор обретения целей, - фактор открытости миру факторы преодоления профессиональных кризисов учителя
Внутренние ресурсы здоровья учителя ФНР ФСС ФСЖ ФВВ
исследование кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей (по О.М. Чоросовой) показало, что многие учителя (75%) не в состоянии брать на себя ответственность за свою судьбу, за реализацию своих планов в современных условиях модернизации образования, хотя существует внутренний ресурс, выраженный в ориентации на профессионально-личностное развитие (72%).
Здоровьесберегающие компетенции Ценностно-мотивационная Когнитивная Эмоционально-волевая Системно-технологическая Практическая
Развитие здоровьесберегающей компетентности учителя
Задачи совершенствования здоровья педагога способствовать формированию и развитию у учителя позитивных, оптимистичных установок и ценностей, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще; создавать возможность открытых, доверительных отношений, способствующих проявленю творческой инициативы, самовыражению, формированию интернального локус-контроля, укреплению «Я-концепции»
Задачи совершенствования здоровья педагога способствовать высокой самооценке и уверенности в себе, в своих способностях и возможностях; внедрять в образовательный процесс технологии успешного преодоления профессионального стресса и способов психосоматической саморегуляции. Развивать мотивацию на укрепление здоровья и сознательную, целенаправленную заботу о нем; Расширять знания о здоровье и факторах здорового образа жизни
Образовательные программы : «Школа культуры здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Система мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении», направленные на совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя, его здоровьесберегающей компетентности; В институте повышения квалификации учителя разработаны и внедрены:
модули Культура здоровьяПедагогика здоровья Мониторинг здоровья Цель Формирование и развитие мотивации на здоровье, навыков здорового образа жизни учителя Формирование и развитие здоровьесберегающей компетентности (в том числе овладение приемами педагогики здоровья) Формирование и развитие компетентности самооценки и саморегуляции профессионально-личностного здоровья учителя Программа повышения квалификаци Школа культуры здоровья учителяЗдоровьесберегающие технологии в образовании Система мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности Формы организации Лекционно-практические, коллективные, групповые, командные, работа в микрогруппах, дискуссия Коллективные, групповые, командные, работа в микрогруппах, дискуссия, перекрестные дебаты, тренинг Индивидуальные, коллективные, групповые, командные, работа в микрогруппах, дискуссия, тренинг Методы Интерактивные (большой круг, мозговой штурм, групповая тематическая дискуссия перекрестные дебаты, индивидуальный и групповой микрофон), критического мышления, методы восстановления работоспособности, рефлексивные, и др. Информационно-аналитический, проектирования (проблемно ориентированный анализ, конструирование, моделирование, планирование), интерактивные, критического мышления, тренинг, ролевые игры и др. Проектирования, тестирования, анкетирования, мониторинга, интерактивные, рефлексивные тренинг (большой круг, дискуссия, индивидуальный и групповой микрофон), контроля и самоконтроля и др. Средства Авторские учебные пособия, разработки тренингов, физкультурно-оздоровительные и др. Авторские учебные пособия, разработки тренингов, физкультурно-оздоровительные, дидактические материалы по проектам и др. Дистационные задания, авторские программы оценки уровня здоровья, проекты и др. Резуль- таты Развитая мотивация на сохранение и укрепление здоровья, развитие навыков здорового образа жизни Развитая здоровьесберегающая компетентность учителя (в том числе овладение приемами педагогики здоровья) Овладение навыками оценки профессионально- личностного здоровья, мониторирования здоровьесберегающе й деятельности
Концепция совершенствования здоровья Для того, чтобы быть здоровым необходимо прежде всего: научиться понимать и осознавать себя, свои потребности, ценностные ориентации, уметь ставить цели и решать задачи; отслеживать свое эмоциональное состояние, определять можно ли изменить ситуацию или менять свое отношение к ней, знать и уметь применять на практике способы психосоматической саморегуляции, укреплять внутренние резервы организма, уметь радоваться жизни и сотрудничать с людьми.
Уважаемые коллеги! Берегите и укрепляйте свое здоровье! Оно необходимо Вам и Вашим воспитанникам!