1 Организация внешней экспертизы качества образования Полянская Светлана Юрьевна, начальник отдела ОКО Центра оценки качества образования ГБОУ ДПО НСО «ИРО НСО» (383) Новосибирская область
2 Научно-методическое обеспечение функционирования и развития региональной системы оценки качества образования. Организация и проведение региональных мониторинговых исследований в области оценки качества образования. Организация и проведение независимой экспертизы оценки деятельности ОУ. Содействие созданию Системы добровольной сертификации услуг по оценке учебных достижений. Направления деятельности отдела оценки качества образования:
3 Качество образования - – интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая МЕРУ СООТВЕТСТВИЯ распространенным в обществе ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить Энциклопедия профессионального образования ( под редакцией С.Я. Батышева )
4 Качество образования - социальная категория, определяющая СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ процесса образования в обществе, его СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ И ОЖИДАНИЯМ ОБЩЕСТВА (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности С.Е. Шишов, В.А. Кальней
5 Качество образования - соотношение цели и результата, МЕРА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника М.М. Поташник
6 Качество образования глазами государства (госзаказ на гражданина) создание благоприятных стартовых условий (психосоматических, социальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся и конкурентоспособных граждан приверженность политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность к их отстаиванию и защите и т.д.) владение государственным языком включенность в единый исторический, социально- экономический и культурный контекст
7 Качество образования глазами общества Народ: способность потомков к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей, особенно представляющих собою наследие и достояние Родители: обеспечение условий для перехода детей на послешкольные уровни образования
8 Качество образования глазами общества Граждане (т.е. члены гражданского общества): Нацеленность на развитие гражданского общества; Способность выпускников к горизонтальному диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.); Обогащение образовательного стандарта включением в него возможностей для формирования собственного социального, социокультурного и социально- экономического опыта учащихся; Реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества
9 Качество образования глазами личности (персональный заказ) Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание )
Качество – это …? Качество образования целесообразно рассматривать как интегративную характеристику: качество образовательного процесса (многообразие образовательных результатов учащихся); качество всего комплекса деятельности ОУ по различным направлениям. В современных условиях ведущим критерием оценки качества рассматривается удовлетворенность потребителей. Качество не может быть оценено только извне или внутри организации. Необходима комплексная оценка, основанная на универсальных моделях (инструментах)
11 Внешняя государственная общественная оценка Внутренняя Система УКО ОУ
12 Некоторые определения Внешняя оценка качества образования - оценка, данная качеству образования государством (через государственные оценочные процедуры, социумом (общественная экспертиза), профессиональной средой (профессиональная экспертиза) и др. Внутренняя оценка качества образования - оценка, данная самой личностью или учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Имеет смысл только в качестве промежуточной оценки, необходимой для осуществления обратной связи и коррекции в проведении образовательного процесса.
13 … Нужны и принципиально новые оценки качества образования с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда. В образовании важен конечный результат, а не безликая отчeтность за работу учреждения Владимир Путин
14 … самое сложное – не внешняя оценка, и мы к этому уже привыкли, а оценка внутренняя, оценка сообществом деятельности образовательного учреждения, соответственно и оценка деятельности педагога по результатам ученика. И вот это сложно, но есть уже опыт, который можно использовать и доводить до всех… В.В.Иванов
15 Системы оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической базе оценку индивидуальных достижений и определение индивидуальных личностных качеств детей и взрослых граждан, а также факторов, влияющих на образовательные результаты Процедуры, НПБ и регламенты, инструменты, организаторы, эксперты, технологи
16 Задачи СОКО нахождение баланса между внутренней и внешней оценкой создание общих банков инструментов для сравнимости внутри муниципалитета, субъекта, Федерации (сквозной инструментарий) создание общих банков результатов измерений создание условий для возможности обращения ОУ к независимым экспертным организациям, в т.ч. общественным, для получения внешней оценки и корректировки внутренних процессов создания нового качества образования
17 Региональная система оценки качества образования Тематические и проблемные исследования Статистика образования Система лицензирования, аттестации и гос. аккредитации НПЭ самооценка
18 Внешняя экспертиза качества образования Общественная экспертиза в ходе аккредитации ОУ независимая ГИА внешний аудит качества образования (по заявкам) мониторинговые исследования сертификация
19 Внешняя экспертиза качества образования Общественная экспертиза в ходе аккредитации ОУ независимая ГИА внешний аудит качества образования (по заявкам) мониторинговые исследования сертификация
20 Этапы проекта уч.г. 4 АТЕ, 3 предмета уч.г. 28 АТЕ, 6 предметов уч.г 30 АТЕ, 7 предметов г.Новосибирск уч.г 41АТЕ, 7 предметов 1,2,3 ступень штатный режим
21
22 Внешняя экспертиза качества образования Общественная экспертиза в ходе аккредитации ОУ независимая ГИА внешний аудит качества образования мониторинговые исследования сертификация г.г – около 200 ОУ г. г. – 35 заявок
23 Внешний аудит качества образования в ОУ АУДИТ – внешнее оценивание, проверка, ревизия; экспертиза внутреннего механизма гарантии качества, мониторинга системы. АУДИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ –исследование деятельности ОУ или образовательной ситуации в ОУ. Проводится по инициативе (заказу) самого ОУ, его учредителя, органов управления образованием, органов государственно-общественного управления ОУ, общественных организаций ОБЪЕКТ АУДИТА – качество образования, реализуемого в образовательном учреждении
24 Внешний аудит качества образования в ОУ Виды услуг: Экспертиза реализуемого в ОУ содержания образования (образовательная программа, учебные планы, учебно- методические комплексы, расписание занятий, качество учебно-воспитательного процесса) Организация и проведение независимой оценки качества учебных достижений обучающихся Экспертиза выполнения образовательным учреждением (учреждениями) лицензионных условий и аккредитационных показателей Мониторинговые исследования по различным аспектам образовательного процесса Экспертиза деятельности образовательного учреждения (учреждений) на соответствие российскому законодательству (НПБ ОУ, соблюдение ОУ законодательства и НПБ в реальной деятельности)
25 Внешняя экспертиза качества образования Общественная экспертиза в ходе аккредитации ОУ независимая ГИА внешний аудит качества образования мониторинговые исследования сертификация г.г – около 100 ОУ 2009 г. – 15 заявок
Общественная экспертиза КО родители обучающихся представители общественных организаций и объединений представители независимых гражданских институтов
Общественная экспертиза обеспечивает развитие механизмов независимой экспертизы качества образования, обеспечивает вовлечение общественности в Управлении КО; не использует профессионального инструментария.
28 Тенденции развития системы внешней экспертизы качества образования Отражение понимания качества образования в документах, регламентирующих распределение стимулирующей части ФОТ Изменение содержания КИМов Переход на электронные форматы обмена информацией Общественная экспертиза Переход на использование результатов внутренних экспертиз (самооценка, самоаудит, документы внешних экспертов)