Модернизация системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
Введение нового ФГОС НОО: требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным; метапредметным; предметным.
в основу положен деятельностный подход в образовании; акцент сделан не на содержании образования, а на его результатах; впервые продекларирован отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний, умений и навыков; Введение нового ФГОС НОО:
результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности младшего школьника, которая включает в себя - культурные предметные способы действий (предметные результаты); - универсальные учебные действия (ключевые компетентности); - личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик) младшего школьника. Введение нового ФГОС НОО:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Требуются новые принципы и подходы к системе оценивания результатов образования: переход на критериальную, содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение и по содержанию, и по функциям, и по формам текущего и итогового оценивания; расширение форм и способов оценочных процедур; изменение в подходах к контрольно-измерительным материалам, а также к способам и формам предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников с использованием электронных форм оценки.
В ФГОС НОО разработаны требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, что актуализирует необходимость модернизации региональной системы оценки качества образования
Задачи модернизации региональной СОКО: Совершенствование содержания, критериев, процедур, инструментария оценивания, и методического обеспечения функционирования СОКО на различных уровнях; Разработка комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
Разработка критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, учитывающих требования ФГОС; Создание системы менеджмента качества образования, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.