Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческих способностей обучающихся
Метод проектов в технологическом образовании: Решение проблемы уровневой и профильной дифференциации Сочетание в обучении интересов личности и общества Формирование интереса обучающихся к технологическому образованию
Методическая основа использования метода проектов - общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и актуальность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний
Образовательная функция: знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Реализация образовательной функции позволит обучающимся: увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности личности и общества; самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после школы.
Воспитательная функция использования метода проектов Развитие личностных качеств: деловитости, предприимчивости; ответственности; выработка навыков разумного риска; других
Развивающая функция Осознание обучающимися возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач
Научная основа метода проектов – идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи
Теоретическое обоснование метода проектов связано с именем У.Х.Килпатрика – ученика и коллеги Дж. Дьюи
У.Х.Килпатрик Это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с решением какого – либо учебно – школьного задания в реальной жизненной обстановке. Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца.
Отношения учитель – ученик: Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; Ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; Ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно-трудовую деятельность; Ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; Ученик активен – учитель создаёт условия для проявления активности; Ученик субъект - учитель- партнёр; Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности
Учебный процесс по методу проектов: Цель – развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения Содержание – освоение способов познания Мотивы – радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений Методы – преобладание активных методов: проблемная, эвристическая беседа, диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления
Формы организации занятия – групповые и индивидуальные: самостоятельная и исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация Статус учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг Функции учителя – организация, координация и активизация творческого процесса, решение обучающимися проблем, познавательных и практических задач
Функции обучающихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира Результат – развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации
Внутрипредметные четвертные индивидуальные проекты: изготовление какого – либо изделия («Халат», «Платье», «Сарафан», «Топ», «Фартук», «Ночная сорочка», «Фартук» и т.д.)
Межпредметные индивидуальные мини – проекты: «Кухня моей мечты», «Моя комната», «Писанки» ( технология + ИЗО), изготовление закладки в технике «Изонить» ( технология + черчение + геометрия)
Межпредметные групповые мини – проекты: «День рождения» ( ИЗО + технология + литература + музыка)
Внутрипредметные коллективные мини – проекты: «Сервировка праздничного стола», « Блюда национальной кухни»
Основные компоненты проекта 1.Определение потребностей и краткая формулировка задачи. 2.Набор первоначальных идей. 3.Проработка одной или нескольких идей. 4.Планирование и изготовление изделия (блюда). 5.Испытание и оценка изделия (блюда).
Спасибо за внимание!