Атомные ледоколы
Атомные ледоколы суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы суда, способные плавать по покрытым льдом водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев и кормой). Ядерные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были сконструированы в России для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны плавать в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах до 45 км/ч (до 25 узлов).
Использование атомных ледоколов Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Берингов пролив. Основыные порты на этом пути Диксон, Тикси и Певек. Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач», были построены специально для мелких вод и могут использоватся в устье рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов. Атомные ледоколы часто используются в научных целях. В 1977 г. ледокол «Арктика» стал первым надводным судом, достигшим Северного полюса. С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном к Северному полюсу.
Российские атомные ледоколы Все десять существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были построены в СССР. Эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Два ледокола речные Вайгач и Таймыр были построены на Новых хельсинских верфях в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Класс «Ленин» На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным кораблём и первым атомным гражданским судном. Строительство «Ленина» было закончено в 1959 г. На ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый в 1965 г., второй в 1967 г. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В 1989 г. «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Сейчас он находится на базе Атомфлота в Мурманске. Класс «Арктика» Ледоколы класса Арктика основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к классу Арктика. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требовали для эксплуатации меньший экипаж. Характеристики Длина:150 м (136 м по ватерлинии) Ширина:30 м (28 м по ватерлинии) Осадка: 11,08 м Высота: 55 от киля до верхушки мачты Максимальная скорость: 44 км/ч Рейсовая скорость: 36 км/ч Экипаж:150 человек (включая 50 офицеров и инженеров) Пассажиры: 100 человек (в 50 каютах) Силовая установка: два реактора ОК-900 мощностью по 171 МВ Ледоколы этого класса имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда 48 мм, в других местах 25 мм. Между корпусами распологается водный балласт, который помогает сохранять остойчивость. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь и вперёд, и назад. Эти корабли всегда должны находиться в холодных водах для охлаждения реактора. Поэтому они не могут пересечь тропики для работы на южном полюсе. Как правило, работает только один из двух реакторов корабля. Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые предоставляются отдельно для сложных рейсов или туристических круизов. Класс «Таймыр» В гг. в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина 151 м, ширина 29 м.
НазваниеВведен в строй Предполагаемый год выработки ЗаводПроектТипКлассДополнительно «Ленин»1959 Адмиралтейский завод 92MЛедоколледокол Выведен из эксплуатации в 1989 г. корабль-музей. «Арктика» ( «Леонид Брежнев») Балтийский завод10520ледокол Арктика (лёд до 2,8 м) В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов «Сибирь»1977Балтийский завод10520ледоколАрктика Законсервирован в 1993 г. «Россия» Балтийский завод10520ледоколАрктика В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов «Севморпуть» Керченский завод «Залив» 10081Лихтеровоз Севморпуть (лёд до 1 м) Транспортное судно ледового класса. В 2007 г. временно выведен из эксплуатации. В 2007 г. ММП объявило о намерении продлить ресурс и превратить лихтеровоз в буровое судно. «Таймыр» корпус Финляндия, атомная начинка «Балт.завод» Мелкоосадочный ледокол Tаймыр (лёд до 1,8 м) В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов «Советский союз» Балтийский завод10520ледоколAрктика В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов «Вайгач» корпус Финляндия, атомная начинка «Балт.завод» Мелкоосадочный ледокол Tаймыр В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов «Ямал» Балтийский завод10520ледоколАрктика В строю. Первоначально был заложен как «Октябрьская Революция» «50 лет Победы»2007Балтийский завод10521ледоколАрктика Модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика», самый мощный ледокол в мире. Первоначально строился под названием «Урал»
Арктический туризм С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Круиз, длящийся три недели, стоит $ Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 г.