Личностно- ориентированный и индивидуальный подход в обучении учащихся.
К. Д. Ушинский
выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию. Целью российского образования в настоящее время
« Общеобразовательная школа должна форми- ровать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самос- тоятельной деятельности и личной ответствен- ности обучающихся, т. е. ключевые компетен- ции, определяющие современное качество об- разования". (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.) Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель ( из речи В.В. Путина).
Задача школы Обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.
Личностно - ориентированное обучение «Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность про- цесса учения. ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предпо- лагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций» Н.А.Алексеев.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъективно-личностный
Особенность личностно- ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на: В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей
С этой целью: разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мыш-ление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется для реализации метода исследовательс-ких проектов, выполняемых самими учениками.
Педагогические технологии на основе личностно- ориентированного подхода Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) Педагогика сотрудничества («проникающая технология») Педагогические технологии адаптивной школы
Педагогические технологии на основе личностно- ориентированного подхода Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технология уровневой дифферен- циации
Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах: -в организации самого урока и деятельности на нём; -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём; -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика); -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция); Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).
Главная задача учителя в личностно- ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно - ориентированном образова- тельном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассив- ную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Какие задания можно использовать Задания на создание возможнос- тей для самоопределения Задания на «включение» саморе- ализации Задания, ориентированные на совместное развитие школьни- ков
В технологии личностно - ориенти- рованного образования деятель- ность учителя строится на внима- тельном отношении к индивиду- альным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на раз- витие в каждом ученике самостоя- тельной, инициативной и творчес- кой личности
Критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно -- ориентированной: задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока; свобода выбора ребенком различных форм обучения выбор ребенком предметного содержания различной сложности; оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития; использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала; изучение и формирование творческой деятельности; использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.
Личностно - ориентированное обучение ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации.
Особенности личностно - ориентированного обучения Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соот- ветствующий учебный материал Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.
Особенности -личностно ориентированного обучения (продолжение) Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и обмен способами познания. Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.
Основные положения личностно- ориентированного обучения о значимости субъектного опыта ученика, индивидуальном стиле его учебной деятельности, диалоговом построении образовательного процесса перекликаются с творческими разработками Пассова Е.И., Роговой Г.В., Кузовлева В.П.
Необходимо подбирать учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся. Каждый ученик должен иметь возможность выбора при выполнении задания для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях.
При опросе на уроке оценивается не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чём его ошибка. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнение домашнего задания.
любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части учеб- ного процесса.
Список литературы: Разработка технологии личностно- ориентированного обучения. И. С. Якиманская