Урок- практикум: Виды корней и типы корневых систем. Урок разработала: Волкова Н. В. учитель биологии МОУСОШ 1 г.Королев Моск. обл.
Материал урока готовится за 7-10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена для получения проростков, выращивают растения с хорошо развитыми корневыми волосками, а так же ставят в емкость с водой черенки традесканции, герани, плюща обыкновенного, луковицу репчатого лука наблюдают за развитием и ростом корней. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а так же участвуют шестиклассники.
При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями. Материал урока способствует развитию мышления, активирует познавательную деятельность учащихся. Урок рассчитан на 2-а занятия (по 40 минут).
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом. Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.
Ход урока 1.Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1) Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению
Новый материал 2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова Свинья под дубом. Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. Ведь это дереву вредит... Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях:
- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение; - питает растение, всасывает воду и минеральные вещества. Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу Виды корней и типы корневых систем.) Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице. Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани. Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний). Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления).
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2) Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем») Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик. Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан. С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа 1.
Лабораторная работа 1 «Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы» Задание. 1.Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни. 2.Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия. 3.Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения) 4.Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему. 5.Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему. Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией. Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради. Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани. С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится Лабораторная работа 2.
Лабораторная работа 2 «Корневой чехлик и корневые волоски» Задание. 1.Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик. 2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение. 3.Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения. 4.Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3) Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука. Сделайте вывод.
Заключение. 3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1). Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ1, 2 оцениваются. Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок. Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку. Домашнее задание §19, §20.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Вариант 1 1.Главный корень образуется: а - из зародышевого корешка б - на придаточных корнях в - из нижней части стебля г - на боковых корнях 2.Корневая система образована: а - только главным корнем б - только придаточными корнями в - только боковыми корнями г - корнями растения 3.Корневой волосок: а - боковой корень б - придаточный корень в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ 4.В поглощении воды из почвы участвует зона а - деления б - растяжения в - всасывания г - проведения 5.Рост корня происходит за счет клеток а - образовательной ткани б - покровной ткани в - механической ткани
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Вариант 2 1.Придаточные корни образуются: а - на боковых корнях б - на главном корне в - из зародышевого корешка г - от нижней части стебля 2.Стержневую корневую систему имеет: а - лук б - одуванчик в - горох г - пшеница 3.В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой а - нет придаточных корней б - нет боковых корней в - не заметен главный корень г - все корни одинаковой длины 4.Защиту корня обеспечивают клетки а - покровной ткани б - проводящей ткани в - образовательной ткани г - корневых волосков 5.Клетки корневого чехлика обеспечивают а - рост корня б - поглощение воды в - защиту корня от повреждений г - передвижение воды и питательных веществ