Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно- познавательной деятельности
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники: свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); обратная связь.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик сам себе их поставил они понятны ему очевидны с интересом и охотой усвояемы.
Цели должны быть Реальны, достижимы, конкретны Соотносимы с типом и содержанием урока Личностно ориентированы Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика»
этот процесс – непростая операция и предполагает определенную последовательность шагов:
Многоуровневая система целеполагания изложены в Концепции модернизации, в законе «Об образовании», в образовательном стандарте Стратегические цели образования изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику Общие и частные цели обучения связаны с ключевым смыслом урока как основной формы организации учебного процесса Дидактические цели урока
способы целеполагания с точки зрения возможности его использования в качестве конструирования целей и задач урока.
Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели: 1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти. 2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата. цели должны звучать так: 1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I. 2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им. 3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I. Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
Традиционный подход к целеполаганию Целеполагание «от ученика» Задачи этапа урока (микроцели) ознакомить учащихся с …будут знатьузнают… вспомнят… выработать умения … будут уметьповторят… научатся… закрепить навыкприобретут навыкзакрепят… поупражняются… воспитывать интерес к предмету смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … поразмышляют… продемонстрируют…
УчащиесяУровеньПрогнозируемый результат Группа БСтандарт то же + научатся описывать процессы землетрясений и вулканизма, объяснять причины их возникновения; научатся показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений Группа ВПовышенный то же + смогут устанавливать закономерности размещения вулканов и землетрясений на основе сопряженного анализа карт; смоделируют правила поведения людей в опасной ситуации
Результаты предыдущего урока Результаты данного урока Целенаправленные действия по отбору содержания учебного материала методов, форм и технологических приемов их реализации.
Целевая направленность урока Содержательная Деятельностная Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. На какие вопросы мы получим ответы? Удержание цели. (На какие вопросы мы уже ответили?) Мы все поставленные цели выполнили?
Узелок на память: Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.