Подготовка к ГИА Грамматический анализ текста Орфография Правописание корней (Задание В2 ГИА) Работа учителя МБОУ «СОШ-153» Большаковой С.В.
Лингвистическая разминка Вставьте пропущенные буквы : пог…релец, совес…но, пож…нает, аб…жур,раст…реть, заб…влять, взб…рается, з…рница, раск…лоть, сл…гают, свис…нуть, ур…ганный, з…ревать
Безударная гласная, проверяемая ударением забава – забавлять Расколет – расколоть
Изменяющаяся/чередующаяся гласная в корне Погорелец [ о – а ] – (гор- / гар -) – от уд. Пожинает [а/я – н – ин]: жать, жну, пожинать Растереть [ е – и ] – (тер- / тир-)а Взбирается [ е – и ] – (бер- / бир-)а Зарница, зоревать [ зар- / зор- ] – от уд. Слагают [о – а ] – ( лож- / лаг-)а
Безударная гласная, непроверяемая ударением (исключение) Абажур Ураганный
Непроизносимая согласная в корне Совестно – совести Свистнуть – свист, свистеть
В2. Правописание корней Распредели слова по колонкам: Непроизносимая согласная в корне Безударная гласная, проверяемая ударением Безударная гласная, непроверяемая ударением Чередующаяся гласная в корне Балкон, без устали, блестящий, винегрет, выгорание, громоздкий, дерется, наслаждение, костюм, неизвестность, опоздать, остановка, подровнять, приминать, склониться
В2.Правописание корней 1. Громоздкий – громоздить, неизвестность – известен; 2. Без устали ( устать), наслаждение (услада), опоздать ( поздно), остановка (встать); 3. Балкон, винегрет; 4. Блестящий (блест-блист), выгорание (гор- гар), дерется (дер-дир), подровнять (ровн- равн), приминать ( ин-а/я), склониться (клон- клан)
Формулировки задания В2 1.Из предложения(-ий) выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне. 2.Из предложения(-ий) выпишите слово(-а) с проверяемой безударной гласной в корне. 3.Из предложения(-ий) выпишите слово(-а) с безударной непроверяемой гласной в корне. 4.Из предложения(-ий) выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне
Алгоритм действий 1) Не рассматривайте в качестве ответа служебные слова ( предлоги, союзы, частицы) и междометия 2) Выделите мысленно корни в оставшихся словах, исключите слова, где в корне встречаются гласные Ы,У 3) Если необходимо найти непроизносимую согласную, внимательно прочитайте слова и вслушайтесь, какой звук вы не произносите 4) Не забывайте, что корень может состоять как из одного, так и нескольких слогов 5) Вычислите чередующиеся корни. Их список ограничен
Алгоритм ( продолжение) 6) Поставьте ударение в словах. Если ударение падает на корень из одного слога, исключите это слово. Вам необходима безударная гласная! 7) Чтобы отличить проверяемую ударением гласную от непроверяемой, подберите проверочное слово. С незапамятных времен распространено почитание прелестной Девы-Зари, что расстилает по небу нетленную фату. Рассуждаем по данному алгоритму
Наши действия по алгоритму 1.незапамятных времен распространено почитание прелестной Девы-Зари, расстилает небу нетленную фату. 2.незапамятных времен распространено почитание прелестной Девы-Зари, расстилает небу нетленную фату. 3.Прелестной [прилэснай ]. 4.Почитание (чет – чит), Зари (зар – зор). 5.незапамятных времен распространено Девы, небу нетленную фату. 6.Проверяемые ударением - Времен (время), распространено (странствовать), а непроверяемые гласные – незапамятных, фату.