«Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с литературой» Воспитатель: Гришина М.В. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Е.А. Флерина Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Задачи: Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотив поведения. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Особенности восприятия литературных произведений в разные возрастные периоды Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Особенности восприятия литературных произведений в разные возрастные периоды: Дошкольник 4-5 лет с наглядно-образным мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным. Старшему дошкольнику свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по- своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Учёт половых различий детей при подборе литературы Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу дня чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Вывод: В процессе знакомства с художественной литературой у детей дошкольного возраста происходит интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, а также активно развиваются художественно- речевые навыки, формируются нравственные и культурные стороны ребенка, обогащается социальный опыт. Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Спасибо за внимание! Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»