Название стиля Публицистический - происходит от латинского слова Publicus – общественный. Публика – люди, народ.
Тема: публицистический стиль. Цели урока: Познакомиться с публицистическим стилем речи; Узнать средства выразительности этого стиля; Научиться находить средства языка публицистического стиля и составлять тексты.
Сфера употребления: устные выступления на митингах, собраниях, в передачах по радио и телевидению, в газетных и журнальных статьях.
Задачи стиля: воздействовать на слушателя, читателя, побудить к действию, призвать к чему – либо.
Демосфен – древнегреческий оратор.
Средства выразительности: Обращения (Достопочтенная публика; уважаемые избиратели; дорогие товарищи); Побудительные предложения ( Давайте будем охранять природу!); Восклицательные предложения (Да здравствует мир на планете!); Торжественная лексика ( святыня, доблесть, отчизна, героизм)
антонимы ( доброта – злоба, любовь – ненависть); слова с переносным значением(огненные годы – военные); фразеологизмы ( одержать победу, люди доброй воли – это люди, выступающие за мир между народами); описательный оборот ( королева спорта – лёгкая атлетика); слова, обозначающие явления общественной жизни (форум- собрание, митинг); однородные члены предложения ( доброта и милосердие) пословицы и поговорки ( Родина – мать, умей за неё постоять.)
Дорогие ребята, читайте книги! Чтение обогащает внутренний мир человека. Делает его добрым, отзывчивым. Из книг можно узнать много полезного и ценного. Например, как пользоваться компасом или как выжить на необитаемом острове. Вспомним народную мудрость пословицы: «Грамоте учиться, всегда пригодится». Знания получают, читая книги. Приобщайтесь к чтению, друзья! Дорогие ребята, читайте книги ! Чтение обогащает внутренний мир человека. Делает его добрым, отзывчивым. Из книг можно узнать много полезного и ценного. Например, как пользоваться компасом или как выжить на необитаемом острове. Вспомним народную мудрость пословицы: «Грамоте учиться, всегда пригодится». Знания получают, читая книги. Приобщайтесь к чтению, друзья !
Творческая работа: I ряд –Используя сказку братьев Гримм «Красная шапочка» и опорные словосочетания, убедите волка «не есть бабушку». При этом используйте средства публицистического стиля. II ряд – Используя сказку « Лиса и заяц» и опорные словосочетания, убедите лису не выселять зайца из его избы. Пользуйтесь таблицей средств языка. III ряд- Убедите покупателей приобрести у вас ковёр – самолёт. Составьте текст, используя опорные слова, средства выразительности.
Итоги урока: 1. Что сегодня на уроке вы узнали? 2. Какова сфера употребления публицистического стиля? 3. Каковы его задачи ? 4.Что позволяет выступающему воздействовать на публику? 5. Каковы средства выразительности этого стиля?
Домашнее задание: Напишите сочинение в публицистическом стиле. Призовите жителей Таштыпского района бережно относиться к лесному богатству. Отметьте средства языка. Выучите правило на стр. 80, 85.
Удачи вам и радости!