Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком» (М. Горький) По произведению Ф.М. Достоевского «Мальчики» Коцюбинская И.А. МАОУ СОШ 18 Г. Кунгура Пермского края
Цели урока: расширить знания учащихся о творчестве Ф.М. Достоевского; развивать навыки анализа текста; воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, сопереживание; способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Фёдор Михайлович Достоевский 1821 – 1881
«Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДЕТЯМ» «Неточка Незванова» «Бедные люди» «Униженные и оскорблённые» «Преступление и наказание» «Мальчики» «Мальчик у Христа на ёлке» «Столетняя»
Ф. М. Достоевский «Достоевский - Не для детей!» Втягивает в переживания Заставляет страдать Трудный стиль «Мрачность» Достоевского не опасна, а, напротив, благотворна… Заставляет думать о жизни Возбуждает жалость Воспитывает добрые чувства
Чувство(ие) Переживание + СО Страдание Причастность Сочувствие Сопереживание Сострадание Сопричастность
Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком» М.Горький Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой в то, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда- нибудь образованны, очеловечены и счастливы. Ф. М.Достоевский
«Связался со школьниками» 1.Почему мальчики так озлобились, даже остервенели в драке? 2.Что по этой главе вы можете сказать об Алёше Карамазове? 3.Согласны ли вы со словами штабс- капитана Снегирёва: «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе…часто безжалостны».
Происшествие с Жучкой Какой «зверской шутке» научил Смердяков Илюшу? Осуждаете ли вы мальчика? Болезнь Илюши Кто из мальчиков первым пришёл помириться с Илюшей? Рад ли был Илюша, увидев «участие к себе всех этих мальчиков»?
Илюша и Коля Красоткин 1.Почему Коля так долго не приходил к Илюше? 2.Ради себя или ради него он выжидал? 3.Объясните, почему в конце главы «Илюша» автор характеризует речь Коли такими словами: «резко и сердито крикнул», «совсем уж свирепо прокричал».
«Речь у камня» 1.Почему дети поддаются нравственному влиянию Алёши? 2.Какую роль сыграл Алёша в жизни мальчиков? 3.Что считает важным в жизни Алёша? К чему он призывает?
Речь Алёши – это последнее слово писателя. Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг об друге.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (Привести аргументы)