«Сюрреализм это реальность, освобожденная от банального смысла». Магритт. Его искусство часто называли "снами наяву". Художник уточнял: "Мои картины не сны усыпляющие, а сны пробуждающие" © Сахарова Тамара Сергеевна, 2012 г.
Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой. В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчествеДва года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в Рене Магритт. Фотопортрет работы Лотара Воллеха
"Портрет с трубкой"1950
Музей Рене Магритта в Брюсселе
"Фальшивое зеркало"1935
На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удалённых друг от друга реальностей.
Магритт, Рене «Вероломство образов», Холст, масло. 59×65 смХудожественный Музей Лос-Анджелеса, Лос-Анджелес На картине изображена курительная трубка, под которой выведена прописью надпись на французском: «Ceci nest pas une pipe» «Это не трубка». Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки это не сама трубка, а скорее её образ.
Рене Магритт «Условия человеческого существования», Холст, масло. 42,2×32,2 Национальная галерея искусства, Вашингтон На картине изображена стена комнаты, через проём в которой открывается вид на морской пляж. Рядом с проёмом изображена картина на мольберте, но холст, словно стекло: нарисованная картина в точности совпадает с фрагментом реального пейзажа за стеной. Зрителя при внимательном изучении картины охватывает странное ощущение от причудливого смешения видимой реальности и созданной изображением иллюзии.
«Портрет мадам Рекамье» Жака Луи Давида
Рене Магритт "Перспектива - Мадам Рекамье Давида" (1951)
Существует несколько картин, которые Магритт написал как своеобразную пародию на классические шедевры искусства. За основу он взял известный сюжет,где всех действующих лиц написал в виде гробов. Тут, на мой взгляд, проявляет себя следующий парадокс. Есть много высказываний и мнений, что бренные люди должны завидовать тем персонажам, которых они видят на холстах великих мастеров. В этом что-то есть, ведь каждый из нас уходит практически незамеченными, а эти, даже самые обыкновенные люди, что изображены на картинах, будут жить вечно. Отсюда и парадокс, созданный Магриттом: он этих "вечных" людей также старит и убивает на своих картинах, рисуя их уже заколоченными в гробы. По Магритту умирают не только люди, но и бессмертные герои картин, причем в прямом смысле. Эдуар Мане "Балкон" ( ) Рене Магритт "Перспектива - Балкон Мане" (1950)
Рене Магритт «Сын человеческий», 1964 Холст, Масло. 116×89 Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина во фраке, в шляпе- котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире.
«Ключ к полям" Рене Магрит, комментируя свою картину "Жизнь человеческая", исполненную в 1934 г., и как и полотно "Ключ к полям" (1936), показывающее изнутри окно с симметрично развернутыми занавесками, Магрит писал: "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево одновременно находится внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлом то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".
Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Зеленоватые вечерние холмы, шарообразные голубые деревья, прозрачное перламутровое небо, синие дали. Блестяще используя приёмы тональной живописи, художник создаёт настроение радостной приподнятости, ожидания чего-то необычного, чудесного. Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа… Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Магритт «Терапевт» 1937
Философия будуара" 1948
1965 "Большое семейство» В каждой из своих работ художник изображал абсолютно обыденные и привычные человеку предметы: яблоко, роза, замок, окно, скала, статуя, радуга, человек. Список можно продолжать бесконечно, но поверьте, ни одного удивительного, вымышленного персонажа вы не встретите. Вся тайна и магия в необъяснимом и несоразмерном сочетании образов. Многие картины сквозят контрастом тяжести камня и невесомости неба. Гигантские размеры сочных фруктов и живых цветов вписаны в тесные границы серой комнаты или бетонной стены. На картинах Рене Магритта парящая голова и разбитое окно олицетворят единую идею искусства свободы.
«Препятствие пустоты»
«Застывшее время»
«Влюбленные»