УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «КЛИМАТ И ЖИЗНЬ. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.» ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МАТВЕЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА М О У К Р А С Н О Л О Г С К А Я О О Ш п. Красный Лог 2009 г. 900igr.net
МАТВЕЕВА Г.И. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МОУ КРАСНОЛОГСКАЯ ООШ ЗАКОНЧИЛА ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. УЧИТЕЛЬ I К.К.
УРОК 5 В ТЕМЕ «КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.» Тема урока «КЛИМАТ И ЖИЗНЬ. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ КЛИМАТИ- ЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.»
Цели урока: сформировать знания о зависимости человека от климатических условий, понятия «агроклиматические ресурсы», умение оценивать климатические условия с точки зрения их благоприятности или неблагоприятности для жизни человека.
План изучения темы. 1. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 2. Агроклиматические ресурсы. 3. Неблагоприятные климатические явления. 4. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
1. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА НА ЖИЗНЬ И ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ. КЛИМАТ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ - НА УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, - НА ИХ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В РОССИИ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВЫШЕ ВСЕГО В РАЙОНАХ УМЕРЕННО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО И КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН.
Побережье Сибири. Климат арктический. Низкие температуры. Преобладает пасмурная и дождливая погода. Температура около +5 С. Количество осадков от 200 до 300 мм.
Субарктический климат. Территория Русской и Западно – Сибирской равнины, расположенная за полярным кругом, в восточных районах страны до 60 с ш. Средние температуры июля +4 С…+14С. Годовая сумма осадков мм. Сильные ветры. Испарение не высокое, из-за этого создаётся постоянное избыточное увлажнение.
УМЕРЕННО КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЫ Европейская часть России Воздух с Атлантики влажный, относительно тёплый зимой и прохладный летом. Средние температуры января -4…-20С, Июля +12 …+24 С Количество осадков в западных районах более 800 мм
УМЕРЕННО КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ СТЕПНОЙ ЗОНЫ
СУБТРОПИЧЕСКАЯ ЗОНА В РОССИИ Г. СОЧИ СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ЯНВАРЯ +2…+6 С, ИЮЛЯ +23…+25 С. КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ ДО 3700 мм КЛИМАТИЧЕСКИЙ КУРОРТ РОССИИ
Г. АДЛЕР КЛИМАТИЧЕСКИЙ КУРОРТ РОССИИ
НИГДЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КЛИМАТ НЕ СЛУЖИТ НЕПРЕОДАЛИМЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ДАЖЕ В СУРОВОМ КЛИМАТЕ ТУНДРЫ И ЛЕСОТУНДРЫ ВЫРОСЛИ И ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ ГОРОДА И ПОСЁЛКИ КАК НОРИЛЬСК, ВОРКУТА, ТИКСИ.
ВОРКУТА НОРИЛЬСК
ТИКСИ (ЯКУТИЯ)
ПРАВДА ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБОВАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С УЧЁТОМ СУРОВЫХ УСЛОВИЙ КЛИМАТА. ЭТО ВЕДЁТ К УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО.
СТРОИТЕЛЬСТВО БАЙКАЛО - АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ (БАМа)
АВТОМОБИЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ
3. АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство
Разные с/х культуры имеют разную продолжительность вегетационного периода, требуют для своего выращивания разного количества тепла и влаги. Важными показателями, характеризующими агроклиматические ресурсы являются: 1) продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С, 2) сумма температур на этот период, 3)соотношение тепла и влаги (коэффициент увлажнения).
ЛЁН НЕ ТРЕБОВАТЕЛЕН К ТЕПЛУ, ПОЭТОМУ ЕГО ВЫРАЩИВАЮТ В ХОЛДНО-УМЕРЕННОМ АГРОКЛИМАТИЧЕСКОМ ПОЯСЕ.
УБОРКА ЛЬНА
АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 1.ЧИСЛО ДНЕЙ В ГОДУ С ТЕМПЕРАТУРОЙ ВЫШЕ +10С СОСТАВЛЯЕТ НА ШИРОТЕ Г. ВОРОНЕЖА СУММА ТЕМПЕРАТУР ВОЗДУХА ЗА ПЕРИОД С ТЕМПЕРАТУРОЙ ВЫШЕ 10 С – 1600 – КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ ОТ 0.55 ДО1, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЛЫВАТЬ СРЕДНЕРАННИЕ КУЛЬТУРЫ (ПШЕНИЦУ, ЗЕРНОБОБОВЫЕ БОЛЕЕ ПОЗДНИХ СОРТОВ, САХАРНУЮ СВЁКЛУ НА КОРМ И НА САХАР, ПОДСОЛНЕЧНИК).
ВОЗДЕЛЫВАНИЕ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ
ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ПОДСОЛНЕЧНИКА ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ ТЕПЛА И ВЛАГИ, ЭТУ КУЛЬТУРУ ВОЗДЕЛЫВАЮТ В ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОНАХ РОССИИ
МАНДАРИНЫ ВЫРАЩИВАЮТ В СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ
3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: 1. Засуха 2. Суховей 3. Пыльная буря 4. Ураган 5. Заморозок 6. Сильный мороз 7. Град 8. Гололёд 9. Туман
ЗАСУХА – продолжительный и значительный недостаток осадков в районах неустойчивого и достаточного увлажнения ( с коэффициентом увлажнения около 1).
СУХОВЕЙ – горячий сухой ветер.
ПЫЛЬНАЯ БУРЯ – сильный, продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы и переносящий массу песка.
УРАГАН – ветер, достигающий огромной скорости (свыше 30 м/с) и разрушительной силы.
ЗАМОРОЗОК
СИЛЬНЫЙ МОРОЗ
ГРАД – форма осадков
ГОЛОЛЁД – корка льда, возникающая при замерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Не идётся и не едется, Потому что гололедица, Но зато отлично падается. Почему ж никто не радуется ? Валентин Берестов
ТУМАН – скопление водяных капель в приземном слое, значительно сокращающее дальность видимости.
КАКОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЛИШНЕЕ? 1.ТУМАН 2.ГРАД 3.ЦУНАМИ 4.СУХОВЕЙ 5.ГОЛОЛЁД
4. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Загрязнение воздуха происходит в результате хозяйственной деятельности человека: - распашки земель, - разработки полезных ископаемых, - производства цемента, - внесения удобрений, - трения автомобильных шин о дорогу, - сжигания топлива и выброс отходов промышленного производства
РАСПАШКА ЗЕМЕЛЬ
РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ДОБЫЧА ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ.
ДОБЫЧА ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ
ДОБЫЧА КАМЕННОГО УГЛЯ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ.
ПРОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА
ВНЕСЕНИЕ УДОБРЕНИЙ
ТРЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН О ДОРОГУ
ВЫБРОС ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Загрязнение атмосферы вредит: - здоровью людей, -приводит к гибели лесов и травянистой растительности, -загрязнению водоёмов, -к болезням и гибели животных, естественной растительности и сельскохозяйственных культур.
Основными поставщиками загрязнений в атмосферу являются города и промышленные центры Г. НОВОКУЗНЕЦК Г. МАГНИТОГОРСК Г. БРАТСК и др.
Г. МОСКВА (ДЫМ ОТ ГОРЯЩИХ ТОРФЯНЫХ БОЛТ)
Между промышленными районами и жилыми кварталами в городах создаются зеленые санитарно- защитные зоны.
Зелёные насаждения играют большую роль в охране и поддержании чистоты атмосферного воздуха: - они задерживают пыль, - поглощают углекислый газ, - выделяют кислород, - снижают уровень шума.
Для уменьшения выброса вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями на них строятся очистные сооружения. Твёрдое и жидкое топливо заменяется газом и электроэнергией.
ОЧИСТНОЕ СООРУЖЕНИЕ
Контроль знаний: 1. Какое влияние оказывает климат на жизнь и деятельность человека? 2. Что такое климатические курорты? Где они размещены в нашей стране? 3. Что такое агроклиматические ресурсы? Дайте оценку агроклиматических ресурсов нашей местности. 4. Какие неблагоприятные явления, связанные с климатом, типичны для нашей местности?
ВЫВОД ПО УРОКУ: КЛИМАТ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЬ И ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ. В РАЙОНАХ С БЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВЫШЕ, РАСПОЛОЖЕНЫ КЛИМАТИЧЕСКИЕ КУРОРТЫ, ЛЮДИ ВОЗДЕЛЫВАЮТ БОЛЕЕ ТЕПЛОЛЮБИВЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 8 читать, подготовиться к обобщающему уроку по теме: «Климат и климатические ресурсы».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !