Тема 7. Потребительское тестирование
Сертификация и ее значение для потребителей Чтобы правильно оценить качество товаров и услуг, потребителю необходима информация, в том числе о безопасности товаров. Существуют определенные нормативы, стандарты безопасности товаров, которым должны следовать все без исключения производители. Эти нормативы разрабатываются специальным государственным органом – Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Импортные товары проверяются на соответствие российским стандартам безопасности при пересечении границы России.
Понятие сертификации Проверка соответствия качества товара требованиям стандартов называется сертификацией. В России существует специальный закон «О сертификации» Товары, которые прошли сертификацию, получают специальную бумагу – сертификат соответствия.
Понятие сертификата соответствия В сертификате указывается, что такая-то партия такого-то товара соответствует принятым в России стандартам. Сертификат должен сопровождать товары по пути их следования от производителя до конкретного потребителя. У каждого продавца должен быть сертификат на продаваемый им товар. Покупатель при желании имеет право попросить продавца показать ему сертификат.
Отличие обязательной сертификации от сравнительных потребительских испытаний. В России сертификация является обязательной. Существует законодательно утвержденный список товаров, для которых в обязательном порядке должна проводиться сертификация. В большинстве стран сертификация является добровольной. В странах, где принята добровольная сертификация, действует множество государственных и частных институтов, лабораторий, испытательных центров, которые проводят различные исследования качества товаров и выдают собственные сертификаты.
Сравнительные потребительские испытания Благодаря обязательной сертификации государство гарантирует безопасность при покупке сертифицированного товара. Однако безопасность – это еще не все, что потребитель хотел бы знать о товаре. Потребительское тестирование(испытания) – это проверка конкретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя. Сравнительное потребительское тестирование – это сравнение потребительских свойств данного товара с такими же свойствами аналогичных товаров.
Сравнительные потребительские испытания Очень важно, чтобы сравнительные испытания проводились независимо от производителей, продавцов и рекламодателей. Если сертификация- дело прежде всего государственное, то сравнительное потребительское тестирование – удел независимых потребительских организаций и потребительских испытательных центров. В нашей стране проведение сравнительных потребительских испытаний началось с 1994года. Проводят такие испытания Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и журнал для потребителей «Спрос».
Как производится потребительское тестирование. Для обеспечения независимости, беспристрастности и объективности сравнительных испытаний, потребительские организации выработали следующие правила: все товары должны закупаться в открытой торговой сети о готовящихся испытаниях не информируются ни продавцы, ни производители закупленных товаров все товары покупаются обычными людьми все результаты испытаний, независимо от того. Показали ли они высокое качество товаров или выявили товары очень низкого качества или даже подделки, публикуются в журнале для потребителей
Как производится потребительское тестирование. Сравнительное потребительское тестирование проходит в несколько этапов: 1 этап – определяется, какие именно товары будут тестироваться. На этом этапе определяются товары, имеющие сходные функции и устройство. 2 этап – это закупка образцов. Товары покупаются в обычных магазинах, о целях закупки продавцы ничего не знают.
Как производится потребительское тестирование 3 этап – составление программы испытаний. На этом этапе определяется, какие именно свойства товаров будут сравниваться. 4 этап – собственно тестирование, которое проходит в специальных лабораториях. 5 этап – обобщение полученных результатов испытаний, представление их в форме, доступной для восприятия потребителем- неспециалистом. Именно в таком виде они публикуются в потребительских журналах.
Как производится потребительское тестирование услуг Услуги – это тоже своеобразный товар. Поэтому потребительские организации и их журналы тестируют самые различные услуги, которые предоставляются потребителям на рынке. Особенность тестирования услуг состоит в том, что в каждом городе, районе, области услуги оказывают разные фирмы,а в них работают разные люди. Поэтому потребительские журналы при тестировании услуг привлекают к этой работе своих читателей. Для этого обычно в журнале публикуется анкеты с подробными вопросами о каких-либо услугах с просьбой к читателям из всех регионов на нее ответить.
Подделки и двойники на товарном рынке Товары-подделки выявляются разными способами: - покупатель обнаруживает подделку, принеся домой покупку и начав ею пользоваться - сами фирмы выясняют, что кто-то неизвестный начал выпускать товар, оформленный под ее продукцию - в ходе сравнительных испытаний