Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Теория познания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Advertisements

ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
Транксрипт:

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Теория познания

План лекции 1.Проблема субъекта и объекта в познании 2. Проблема методов познания 3. Проблема истины и ее критериев 4. Знание и интуиция

Гносеология Гносеология – раздел философии, в котором изучаются природа знания и его возможности, отношение сознания к реальности Субъект познания – человек Объект познания – внешний по отношению к человеку мир Основные проблемы гносеологии: 1.Роль объекта и субъекта в познании 2.Методология познания 3.Критерии истинности знания

История соотношений субъекта и объекта в познании 1. В античности и Средневековье роль субъекта в познании была пассивна. Человек получает знания 2. В эпоху Нового времени объектом познания становится сознание. Объект и субъект совпадают 3. С 19 века активное отношение субъекта к объекту. Взаимодействие субъекта и объекта.

Методы познания – способы воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е система принципов и правил практической и теоретической деятельности Уровни методов Предельно общие, выходящие за рамки науки (анализ, синтез, диалектика) Общенаучные (наблюдение, эксперимент) Частнонаучные (физические, химические и т.д.)

Методы познания Эмпирический - опытный (эмпирио – опыт) Рациональный – теоретический (рацио – разум) Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия Дедукция – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе логике

Метод индукции, по словам Бэкона, «путь пчелы» Процесс индукции состоит из трех фаз: Частные аксиомы (сбор конкретных данных) Средние аксиомы на базе частных Общие аксиомы – создание общих суждений, выводимых из опыта и обобщений.

Сенсуализм Сенсуализм – (сенсус –восприятие, чувства) гаправление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания Сдвиг индуктивного метода в сторону опытных данных привел Т.Гоббса к выводу «Чувства есть основной источник знания». Сенсуализм – усиленный вариант эмпирического пути познания.

Агностицизм Агностицизм – (агнос – недоступный познанию) философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос о достоверности полученного знания об окружающем мире. Представитель агностицизма Д.Юм (18 в.) объявил индивидуальный опыт истинным знанием. «Мир есть комплекс моих ощущений». Познать мир невозможно, люди лишь договариваются о том, что считать истинным.

И.Кант утверждал, что мир хоть и существует, но как «вещь в себе», т.е мир непознаваем. Кант выделял два вида знания Априорное (доопытное) Апостериорное (опытное)

Истина есть соответствующее отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания Характеристики истины: 1.Объективность знания, т.е. независимость от нашего к нему отношения. 2.Абсолютность знания, которое полностью исчерпывает представление о предмете. 3.Относительность знания – неполное знание о предмете. 4.Конкретность предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания.

Критерии истины 1.«Практика есть критерий истины» (Маркс) 2.Предыдущее знание (аксиомы) 3.Самоочевидность знания 4.Верификация – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки 5.Конвенция (договор, соглашение) 6.Консенсус – единство мнений, взаимное согласие людей.

Интуиция (пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств Подходы к определению интуиции: 1.Интуиция – вид бессознательного – созерцание душой идей (Аристотель) 2.Интуиция – вид чувственного созерцания (Фейербах) 3.Интуиция – знание, полученное в результате откровения (религиозная философия) 4.Интуиция – вид вдохновения (Шлегель)

Заключение 1.Возможности познания определяются единством субъекта и объекта познания 2.Познание начинается с непосредственного воздействия объектов на чувственные способности человека 3.Любые знания нуждаются в проверке 4.Любые критерии знания являются относительными

Вопросы для самопроверки Что такое гносеология? В чем отличие объектов познания в науке и философии? Каковы взаимоотношения субъекта и объекта познания в процессе познания? Рефлексия и ее роль в интуитивном познании. В чем состоит содержание и цель индуктивного метода? В чем состоит содержание и цель дедуктивного метода?

Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 117 – 140. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на- Дону: Феникс. Гл.1 – С. 97 –124. Введение в философию. Учебник. / Ред. И.Т.Фролова и др. – М.: Политиздат, – С. 146 – 163.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.