Тема 2. Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции
Содержание лекции 1.Понятие сделки, договора. Внедоговорные обязательства. 2. Понятие публичного договора, его особенности. 3. Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность.
Понятие сделки и договора Общие правила заключения сделок и договоров, а так же правовые последствия гражданских прав и обязанностей отражены в Гражданском Кодексе РФ (гл 9. и гл ) Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Понятие сделки и договора СделкаДоговор ДействияСоглашение Бывают одно-; двух-; и многосторонними Бывают двух-; и многосторонними Совершаются устно и в письменной форме Заключаются только в письменном виде
Основные правила заключения договора Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (ст. 421). Возможно заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). Это очень важное обстоятельство, поскольку ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные, например, с проведением маркетинговых исследований.
Основные правила заключения договора Согласно ст. 422, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Договор считается заключенным, если между сторонами, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.
Внедоговорные обязательства и обычаи делового оборота К внедоговорным обязательствам, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не правилами об отдельных видах договоров. Обязательства возникают из договора, вследствие, например, причинения вреда, а также из иных оснований, указанных в ГК. Обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не договором тоже играют большую роль. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в договоре нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в договоре.
Понятие «Публичного договора» Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Например: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.
Понятие «Публичного договора» Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности его осуществления не допускается.
Понятие оферты Офертой признается адресованное конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор. Оферта должна содержать существенные условия договора Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты (публичная оферта), если иное прямо не указано в рекламе. Офертой является реклама, которая содержит существенные положения договора, например : о цене товара, о скидках, об условиях покупки и т.д. Основные правила заключения договора Срок действия оферты, изложенной в рекламе, составляет два месяца, если в рекламе не указан иной срок или условия, ее отменяющие. Полученная адресатом в форме рекламы оферта не может быть отозвана до истечения срока ее действия.
Информация Основу маркетинговой деятельности составляют маркетинговые исследования. Это сбор, обработка, анализ и систематизация рыночной информации для решения конкретных задач, стоящих перед заказчиком. Таким образом, с точки зрения юридического обеспечения, речь должна идти о правовом регулировании информационных отношений. Информация и результаты интеллектуальной деятельности одни из видов объектов гражданских прав предусмотренных ст. 128 ГК РФ, на которые распространяются все положения законодательства по защите интересов их обладателей.
Особенности информации с правовых позиций 1. Информация есть нематериальное и не потребляемое благо и подвержено не материальному, а моральному износу; 2. Информацию можно рассматривать одновременно как нематериальный объект и как овеществленный предмет, что позволяет вести гражданско - правовую защиту документированной информации не только с помощью института интеллектуальной собственности, но и института вещной собственности.
Особенности информации с правовых позиций 3. Существует возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев коммерческой тайны. 4. Информация, представляющая результат творческой деятельности, является объектом интеллектуальной собственности. При этом правовому регулированию подвергается не сам процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных результатов деятельности;
Правовой режим информационных ресурсов Правовой режим представляет систему правил, определяющих: 1) порядок документирования информации; 2) собственника данного вида ресурсов; 3) категорию информации по уровню доступа к ней; 4) порядок пользования информационными ресурсами; 5) порядок правовой охраны информации.
Система договорных отношений Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения договоров. Правовыми формами информационного обеспечения маркетинговой деятельности выступают: 1) договор на проведение маркетинговых исследований; 2) договор на оказание информационных услуг; 3) договор подписки на периодическое печатное издание; 4) договор о неразглашении конфиденциальной информации предприятия и др.
Вопросы для самоконтроля 1. Понятие договора, срок действия и порядок заключения договора. 2. В чем отличие понятий «договор» и «сделка» ? 3. Может ли сделка совершаться в одностороннем порядке? Приведите примеры. Может ли в одностороннем порядке быть заключен договор? Почему? 4. Понятие публичного договора. В чем его отличие от других форм договора? 5. Порядок ценообразования при работе с публичным договором, форма публичного договора и порядок заключения. 6. Что такое публичная оферта? Какая реклама является публичной офертой? Как долго действует срок оферты, провозглашенной в рекламе? 8. Информация, как объект маркетинговых исследований с правовых позиций характеризуется некоторыми особенностями. Назовите их.
Литература для подготовки к занятиям Основная литература 1. Шевченко Ю.А. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учеб. пособие. – Владивосток:Изд-во ВГУЭС, Ершова Е.А. Предприятие (бизнес) в современном экономико-правовом обороте/ Е.А. Ершова, К.Д. Овчинникова – М: Статут, 2006г. 3. Ершова Е.А. Предпринимательское право: учеб. пособие – М.: Юриспруденция, 2009 Нормативная литература 1. Гражданский Кодекс с комментариями
Использование презентационных материалов Презентационные материалы предназначены для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов, обучающихся во ВГУЭС по специальности «Маркетинг», всех форм обучения. Коммерческое использование материалов без согласия владельца не допускается. Владельцем материалов является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).