Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 3. Религия как предпосылка возникновения философии
План лекции 1. Обзор теорий возникновения религий. 2. Формирование общих понятий мышления в ранних формах религии. 3. Переходные формы религии. 4. Мировые религии и их влияние на формирование философии.
Религия – это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере в сверхъестественное Любая религия имеет три признака: 1. Вера в сверхъестесвенные силы 2. Объект поклонения 3. Ритуалы
Религия - одна из ранних форм человеческого мышления Религия возникает из обоготворения небесных явлений (М.Мюллер) Религия возникает из непонимания человеком своего состояния (сон, смерть, болезнь) (Э.Тейлор) Религия возникает как необходимость контролирования инстинктов человека (З.Фрейд) Религия появляется для угнетения одним классом другого (К.Маркс) Религия возникает из невежества людей
Тотемизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит глубокая вера в кровное родство человека и живой природы Виды тотемизма Зооморфизм – наделение живых природных существ человеческими чертами и свойствами Фитоморфизм – наделение растений человеческими чертами и свойствами
Влияние тотемизма на развитие сознания и деятельности человека Развивалась производственная деятельность Регулировалась численность промысловых животных, а также родового коллектива Обряды фиксировали знания Формировался коллективизм как особая форма социальных связей родовой общины Формируются моральные и правовые нормы поведения Формируются элементы дихотомического мышления Дихотомия – рассечение объекта на две части
Магия – вера в непосредственное воздействие человека сверхъестественным путем на предметы, людей и т.д. В магии формируются представления о другом мире, невидимом человеку (сверхсилы, существующие сами по себе). Так совершался переход от непосредственного осязания к абстрактному мышлению.
Анимизм (анима –дух, душа) - это религия, основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира. Анимизм – более сложная, чем магия, форма религии В магии человек сам непосредственно влияет на предметы В анимизме дух воздействует на объекты без участи человека
Значение анимизма 1.Углубляются человеческие представления о времени и пространстве 2. Отделение души от тела возносит человеческое мышление на новый уровень. Развивается абстрактное мышление 3.Создаются предпосылки для индивидуализма (воображение – появление индивидуального) подхода
Национальная религия – это религия одного народа. Черты национальной религии 1. Наличие единого культа для народа 2. Создание единых ритуалов и обрядности 3. Переход от поклонения абстрактным духам к новому объекту – божеству Национальные религии могут быть Политеистическими (многобожие) Монотеистическими (единобожие)
Мировая религия – это религия, моральные нормы которой обращены ко всем людям без исключения, вне зависимости от их расовой, классовой или половой принадлежности Мировые религии Буддизм возникает в VI -V вв. д.н.э. на основе индуизма Христианство возникает в I в. д.н.э. на основе иудаизма Ислам возникает в VII в.н.э. на основе синтеза восточных религий и христианства
Христианство возникает в I в. д.н.э. в Палестине на основе национальной религии иудаизма Основные положения христианства 1. Признание одного бога, милосердного и любящего 2. Идея спасения – мессианства (мессия – спаситель) 3. Идея равенства всех людей перед богом 4. Новая модель мироздания, творцом которого является единый бог
Ислам возникает в VII в. н.э. на Аравийском полуострове на основе синтеза восточных религий и христианства Основные положения ислама 1. Почитание и покорность одному богу Аллаху 2. Истинным пророком является Магомет 3. Вера в воскрешение мертвых и наказание грешников 4. Вера в божественное предопределение человеческой судьбы Заповеди ислама : пятикратная молитва, омовение перед молитвой, налог в пользу бедных, пост, участие в священной войне (джихад)
Философия и религия Сходство Содержательная сторона религии и теологии Различие Для философии наличие культа неспецифично: обряды и таинства являются лишь предметом теоретического исследования
Отношение религии и теологии Варианты взаимоотношений 1. Философия является теологией (абстрактное понятие бога в античной философии) 2. Философствование в вере (в средние века философское знание развивается на основе догматов теологии) 3. Религиозно нейтральное отношение (философия не отвергает Бога религий и занимается исследованием мира и человека 4. Непримиримость философии и религии (атеизм – учение, отвергающее религию)
Заключение 1. Развитие религий являлось развитием человеческого мышления (от примитивной веры к абстрактным понятиям 2. Религия из предпосылки философии становится формой, в которой философия развивается
Вопросы для самопроверки Какие признаки характеризуют религию? Какова роль тотемизма в становлении познавательной деятельности человека? В чем отличие религиозной и философской веры? Почему осмысление феномена веры является задачей философии? Каково жизненной значение веры? Проанализируйте социальный и нравственный смысл мировых религий
Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 37 – 24. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: ВОЛГУ, Гл. 1. – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 30 –42. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, – С. 24 – Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, – С Кузнецов В.Г. Философия. – М. ИНФРА-М, Раздел 1. – С. 24 –33.
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.