Тема 9. Воображение Воображение – творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы.
Функции воображения: Воображение полифункционально гностическая (воображение активно способствует познанию);гностическая (воображение активно способствует познанию); прогностическая (воображение позволяет «увидеть», прокрутить в сознании предстоящий эпизод, разговор, ситуацию, скорректировать её детали);прогностическая (воображение позволяет «увидеть», прокрутить в сознании предстоящий эпизод, разговор, ситуацию, скорректировать её детали);
воспитательная (выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека);воспитательная (выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека); коммуникативная (всякий продукт творчества всегда адресован другим людям);коммуникативная (всякий продукт творчества всегда адресован другим людям);
защитная (человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достает в реальности: сильным, находчивым, успешным и т.д.).защитная (человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достает в реальности: сильным, находчивым, успешным и т.д.).
Виды воображения: пассивное (трансформация образов может происходить произвольно и непроизвольно);пассивное (трансформация образов может происходить произвольно и непроизвольно); активное (образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности).активное (образы сознательно формируются в соответствии с поставленными целями творческой деятельности).
Активное воображение воссоздающее (воссоздает образы по описанию, на основе текста, рассказа, ранее воспринимавшихся образов) творческое (самостоятельное создание новых образов) мечта (образ желаемого будущего, мотив деятельности, необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека)
По характеру образов воображение может быть конкретным (оперирует единичными, с деталями образами) абстрактным (оперирует образами в виде обобщенных схем, символов)
Психологические приемы создания образов воображения. 1.Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (агглютинация: «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни, например, ковер- самолет, русалки, кентавр, человек- амфибия). 2.Гиперболизация – преувеличение предмета; изменение количества частей предмета и их смещение (например, драконы, Змей-Горыныч и т.п.).
3.Акцентуирование – выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. 4.Типизация – специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
5.Иносказания (аллегория, метафора и т.д.) 6.Символы – в которых происходит слияние образа и значения.