1 Экономика промышленности Владимир Андреевич Созинов Презентация курса 2006 г.
2 Нет ли между ними противоречий? Что возникло первым? Возможности Потребности Общие характеристики 1.1. Общие характеристики рыночного хозяйства Лекция 1 Тема 1. Источники и причины рыночной власти
3 Ограничены Исчерпаемы БезграничностьПостоянство роста Возможности Потребности
4 Потребности = Ресурсам = Баланс Потребности > Ресурсов сокращение популяции Потребности > Ресурсов В обществе В природе Отказ от каких- то потребностей Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения постоянный спутник человека!
5 Потребности Ресурсы > Развитие экономики Развитие науки и техники Поиск путей увеличения возможностей Альтернативные способы использования ресурсов
6 Как распределять ? Каким образом? Что производить? Потребление? Накопление? Проблемы выбора – - постоянные спутники человека
7 + = Ресурсы общества Производство товаров Рыночные услуги Нерыночные товары и услуги
8 Основной выбор человека Max выгоды Min расходов ресурсов Стремление к выгоде Объективная закономерность Основа рыночного механизма
9 Где на Ваш взгляд реализуется это самое «стремление к выгоде», а? Адам Смит – об источниках рыночного механизма: «одинаковое у всех людей постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство»
10 2) Это совокупность количественных и качественных показателей: число хозяйствующих субъектов; показатели рыночной концентрации; условия «входа» на рынок; открытость рынка. (закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») 1) это совокупность связей и отношений между покупателями и продавцами, которые приводят к возможности обмена; 1.2. Функции и структура рынка «Рынок», как экономическая категория, имеет множество определений:
11 Изучение потребности (желания) Ресурсы (возможности) Потребности (желания) Ресурсы (возможности) Основные движущие силы функционирования рынка: Предложения Спрос Производство Разрешение противоречий – цена - спрос (дороже – дешевле)
12 Функции рынка Информационная: спрос; предложения; дефицит или избыток товаров и ресурсов. КоммуникационнаяРегулирующая
13 Известно множество концепций структуризации рынка, авторами которых являются: Стакелберг, Чемберлин и Блейн, Робинсон, Долан и Линдсей и др. Это разнообразие можно сгруппировать следующим образом
14 Концепции структуризации рынка: В статике (Пелих) В динамике (Сио)
15 Классификация: По элементам инфраструктуры По экономическому назначению По отраслям По географическому положению По степени ограничения конкуренции Статика рынка (по Пелиху)