Менеджмент и маркетинг в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна
План лекции 7 1 Основные понятия маркетинга 2 Принципы и функции маркетинга 3 Комплекс маркетинга Маркетинг, как инструмент развития предприятия
Ключевые понятия 3 маркетинг потребности запрос обмен рынок комплекс маркетинга
Маркетинг - система управленческой деятельности в экономической сфере (на рынке) - это вид деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена - процесс планирования и практического осуществления разработки идеи, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций
Рынок - совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара, которые испытывают потребность в определенных товарах и имеют возможность ее удовлетворить
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо
Потребность - нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления
Обмен – акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего- либо взамен. Обмен является одним из способов удовлетворения нужды
Ситуации рыночного обмена 1 Прямой (бартерный) обмен Обмен осуществляется на основе прямого сопоставления ценности благ без денежной оценки стоимости. Выделить роли продавца и покупателя не всегда возможно. Сделка осуществляется в ходе прямого контакта (переговоров) сторон 2 Прямая продажа с торгом Двусторонний обмен с явным определением ролей продавца и покупателя. Обмен осуществляется на базе денежной оценки стоимости, устанавливаемой в ходе переговоров. Существует непосредственный контакт сторон обмена, уступки возможны с обеих сторон.
Ситуации рыночного обмена 3 Конкурсная продажа Обмен с ведущей ролью (силой) продавца. Возможны различные формы: аукционы, тендеры, конкурсы и т.д. Основная особенность – конкуренция покупателей за ограниченное количество благ (товаров, контрактов и т.д.) происходит за счет добровольных уступок продавцу 4 «Обезличенная» продажа Непосредственный контакт сторон отсутствует (в смысле установления цены). Денежная оценка является основной и единственной точкой согласования стоимости. Поведение покупателя и продавца описывает закон равновесия спроса и предложения.
Спрос - это то количество товара, которое может быть куплено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде в рамках конкретной маркетинговой программы
Конкуренция - предполагает соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели
Принципы маркетинга 1 Знание рынка, всестороннее изучение потребностей. этот принцип предполагает получение надежной и достоверной информации о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях покупателей 2 Приспособление к рынку, выпуск товаров, соответствующих рыночному спросу. предполагает максимальное приспособление производства к требованиям рынка, структуре рыночного спроса, исходя из долгосрочной перспективы 3 Воздействие на рынок, на покупателей с помощью всех доступных средств. для воздействия используются все методы комплекса маркетинга (товар, цена, распределение, продвижение, персонал).
Функции маркетинга Анализ маркетинговой среды Служба маркетинга осуществляет исследование внутренней и внешней среды маркетинга предприятия. В результате анализа принимаются обоснованные маркетинговые решения. Анализ потребителей Изучаются запросы (потребности) различных привлекательных рыночных сегментов: отдельных групп населения, предприятий, организаций, которым предназначается вновь создаваемая продукция. В результате исследования выявляется неудовлетворенный спрос и потенциальные нужды потребителей на те или иные товары.
Функции маркетинга Планирование (проектирование) товара Принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки, упаковки, планирование товарного ассортимента. Большое значение имеет концепция жизненного цикла товара. Планирование товародвижения и сбыта Принятие решений по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче прав собственности на них(продаже). Сюда входят вопросы транспортировки, хранения и совершения сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников, связанных с передвижением товара.
Функции маркетинга Планирование цены и разработка ценовой стратегии. Планирование продвижения Принятие решений по использованию комплекса маркетинговых коммуникаций, включающего следующие методы воздействия на потребителя: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг и личные продажи. Управление маркетингом Определение следующих основных функций системы управления маркетингом: исследование, планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование
Комплекс маркетинга - маркетинг-микс, рассматривается как набор взаимосвязанных инструментов (видов деятельности), с помощью которых компания активно строит свою текущую деятельность и решает задачи по достижению поставленных целей.
Инструменты комплекса маркетинга (модель 4Р) Product (товар или услуга); Price (цена); Place (товародвижение, распределение, сбыт); Promotion (информационное продвижение или коммуникации).
Инструменты комплекса маркетинга (модель 5Р) товар (услуга), цена, персонал, коммуникации, товародвижение.
Вопросы для самопроверки 22 1 Что представляет собой маркетинг как вид деятельности? 2 Какие понятия можно использовать для раскрытия содержания маркетинга? 3 Дайте определение понятию «спрос». 4 Какие инструменты образуют комплекс маркетинга 5 Охарактеризуйте прямой обмен и выделите его отличие от прямой продажи.
Рекомендуемая литература 23 1 Коротков А.В. Маркетинговые исследования : Учеб. Пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, – 304 с. 2 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – СПб. : Питер, – 800 с. 3 Кузьмина Е.Е. Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга: учебник под ред. д-ра экон. наук Е.Е. Кузьминой. – М. : КНОРУС, – 224 с. 4 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.: Издат. Дом «Вильямс», – 1056 с.
24 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.