Лекция 5. Микроэкономические основы поведения домашних хозяйств и семьи на рынке товаров и услуг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Цель темы: охарактеризовать действия домашних хозяйств и других потребителей в рыночных условиях. Базовые понятия: Выбор.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Транксрипт:

Лекция 5. Микроэкономические основы поведения домашних хозяйств и семьи на рынке товаров и услуг.

План лекции. 1. Микроэкономический уровень анализа. 2. Поведение потребителя в рыночной экономике. План лекции. 1. Микроэкономический уровень анализа. 2. Поведение потребителя в рыночной экономике.

Микроэкономический анализ: 1) предполагает исследование домохозяйств как отдельных специфических экономических единиц. 2) направлен на детальное изучение трудовых и экономических функций домохозяйства, рыночного поведения, исследование причинно-следственных связей его определяющих. Особенности микроэкономического подхода: - изучение поведения домохозяйств как экономических агентов в рыночной системе; - исследование воздействия государства на домохозяйства; - изучение процесса принятия решений домохозяйствами на рынке товаров и услуг и факторов, влияющих на их выбор. Микроэкономический анализ: 1) предполагает исследование домохозяйств как отдельных специфических экономических единиц. 2) направлен на детальное изучение трудовых и экономических функций домохозяйства, рыночного поведения, исследование причинно-следственных связей его определяющих. Особенности микроэкономического подхода: - изучение поведения домохозяйств как экономических агентов в рыночной системе; - исследование воздействия государства на домохозяйства; - изучение процесса принятия решений домохозяйствами на рынке товаров и услуг и факторов, влияющих на их выбор.

Под полезностью понимается удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.

Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждое домохозяйство, при- обретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от послед- ней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Таким образом, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезнос- ти на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждое домохозяйство, при- обретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от послед- ней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Таким образом, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезнос- ти на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Способы оценки полезности 1) Кардиналистский (качественный) подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. 2) Ординалистский (количественный) подход - полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования. Способы оценки полезности 1) Кардиналистский (качественный) подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. 2) Ординалистский (количественный) подход - полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Товар Б U3 U2 U1 Линия бюджетного ограничения Товар А Оптимум потребителя

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль потребителя. Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль потребителя.

Способы минимизации риска: - страхование; - стоимость полной информации; - диверсификация (распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой). Способы минимизации риска: - страхование; - стоимость полной информации; - диверсификация (распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой).