Лекция 5. Микроэкономические основы поведения домашних хозяйств и семьи на рынке товаров и услуг.
План лекции. 1. Микроэкономический уровень анализа. 2. Поведение потребителя в рыночной экономике. План лекции. 1. Микроэкономический уровень анализа. 2. Поведение потребителя в рыночной экономике.
Микроэкономический анализ: 1) предполагает исследование домохозяйств как отдельных специфических экономических единиц. 2) направлен на детальное изучение трудовых и экономических функций домохозяйства, рыночного поведения, исследование причинно-следственных связей его определяющих. Особенности микроэкономического подхода: - изучение поведения домохозяйств как экономических агентов в рыночной системе; - исследование воздействия государства на домохозяйства; - изучение процесса принятия решений домохозяйствами на рынке товаров и услуг и факторов, влияющих на их выбор. Микроэкономический анализ: 1) предполагает исследование домохозяйств как отдельных специфических экономических единиц. 2) направлен на детальное изучение трудовых и экономических функций домохозяйства, рыночного поведения, исследование причинно-следственных связей его определяющих. Особенности микроэкономического подхода: - изучение поведения домохозяйств как экономических агентов в рыночной системе; - исследование воздействия государства на домохозяйства; - изучение процесса принятия решений домохозяйствами на рынке товаров и услуг и факторов, влияющих на их выбор.
Под полезностью понимается удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.
Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждое домохозяйство, при- обретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от послед- ней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Таким образом, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезнос- ти на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждое домохозяйство, при- обретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от послед- ней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Таким образом, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезнос- ти на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Способы оценки полезности 1) Кардиналистский (качественный) подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. 2) Ординалистский (количественный) подход - полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования. Способы оценки полезности 1) Кардиналистский (качественный) подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. 2) Ординалистский (количественный) подход - полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования.
Товар Б U3 U2 U1 Линия бюджетного ограничения Товар А Оптимум потребителя
Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль потребителя. Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль потребителя.
Способы минимизации риска: - страхование; - стоимость полной информации; - диверсификация (распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой). Способы минимизации риска: - страхование; - стоимость полной информации; - диверсификация (распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой).