Лекция 3. Тема 3. Роль коммуникации в концепции культуры План 1.Связь коммуникации и культуры 2.Уровни культуры 3.Общие параметры культуры 4.основные формы освоения культуры Литература: 1.Грушевская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной Коммуникации: Учебник для вузов.! Под редакцией А.П. Садохина. -М:ЮНИТИ-ДАНА., Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации.-М:ИТДГК «Гнозис», Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие.-М.: Альфа-М;ИНФРА-м., Каган М.С.Мир общения. –М., Познание и общение. – М.,1988.
В современном мире, когда невозможного обойтись без межкультурного общения на самых разных уровнях –от межличностного до межнационального – любому человеку, вовлеченному в данный процесс, может помочь представление о культурном многообразии мира, отражающие наиболее отличные и характерные признаки той или иной культуры. Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура – это характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры. Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура – это характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры.
Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Крупнейшей американский специалист по межкультурной коммуникации Э.Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изобретают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми, таким образом, у культуры есть уровни. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изобретают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми, таким образом, у культуры есть уровни.
Уровни культуры Технический Технический на данном уровне редко возникают межкультурные проблемы общения. на данном уровне редко возникают межкультурные проблемы общения. Неформальный Неформальный на этом уровне все действия и поведения совершаются автоматически. на этом уровне все действия и поведения совершаются автоматически. Формальный для его познания используется метод проб и ошибок
Категории культуры Категории культуры Первая. Осознание себя и пространство Первая. Осознание себя и пространство Вторая. Коммуникация ( общение ) и язык Вторая. Коммуникация ( общение ) и язык Третья. Одежда и внешний. Третья. Одежда и внешний. Четвертая. Еда и правила поведения за столом Четвертая. Еда и правила поведения за столом Пятая. Время и его восприятия Пятая. Время и его восприятия Шестая. Взаимоотношения представителей разных культур. Шестая. Взаимоотношения представителей разных культур. Седьмая. Нормы и ценности. Седьмая. Нормы и ценности. Восьмая. Система религиозных убеждений и представлений. Восьмая. Система религиозных убеждений и представлений. Девятая. Умственная деятельность и методы обучения Десятая. Организация труда и отношения к работе
Основные формы освоения культуры Социализация Социализация Инкультурация Инкультурация Социализация – это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющая ему успешно функционировать в качестве его члена. Инкультурация подразумевает обучение человека традициями и нормам поведения в конкретной культуре
Обучение человека традициям и нормам поведения происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой – человек сам влияет на свою культуру. Обучение человека традициям и нормам поведения происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлением окружающего мира. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлением окружающего мира. Результатам инкультурации является имоциональное и поведеическое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. Результатам инкультурации является имоциональное и поведеическое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур.
Процесс инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков : Процесс инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков : - жизнеобеспечение : профессиональная деятельность, домашний труд, приобретения и потребление товаров и услуг ; - жизнеобеспечение : профессиональная деятельность, домашний труд, приобретения и потребление товаров и услуг ; - личностное развитие : приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия ; - личностное развитие : приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия ; - восстановление энергетических затрат : потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон ; - восстановление энергетических затрат : потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон ; - социальная коммуникация : формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения. - социальная коммуникация : формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения.