6 ОПЕРАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ 6.1 Транспортные операции * В доставке внешнеторговых грузов участвуют все виды транспорта: - 1-е место занимает морской транспорт; - 2-е трубопроводный, доля которого составляет около 25% (экспорт нефти, нефтепродуктов и газа) - На долю железнодорожного приходится 22%; - Речной –2,2%; - Автомобильный – 0,3%; - На воздушный приходится несколько десятков тонн.
6.1 Транспортные операции От выбора транспорта зависит эффективность внешнеторговой сделки. Прямые перевозки. Смешанные или комбинированные перевозки.
6.1 Транспортные операции Прямые международные перевозки регламентируются международными конвенциями.
6.1 Транспортные операции Важнейшими из них являются: 1) морские перевозки: правила Гаага-Висби, касающиеся коносаментов; 2) авиаперевозки: Варшавская конвенция или Варшавская конвенция с изменениями; 3) автомобильные перевозки: Конвенция о международных перевозках автотранспортом (КДПГ), Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, принятая 24мая 1980г. в Женеве.
6.1 Транспортные операции Международная перевозка грузов в зависимости от характера товара осуществляется двумя способами (методами): навалом и с использованием контейнеров.
6.2 Транспортно- экспедиторские операции Транспортно-экспедиторская деятельность осуществляется транспортно-экспедиторскими фирмами. Они являются посредниками между грузовладельцем и перевозчиком
6.3 Складские операции Складские помещения в стране экспортера или импортера, консигнационные склады посредников. Складская расписка – документ, подтверждающий принятие товара (груза) на склад для хранения (складское свидетельство, в нашей стране – складская квитанция)
6.3 Складские операции Складское свидетельство (варрант) состоит из двух частей: - первая представляет собой складскую квитанцию - вторая – залоговое свидетельство с указанием суммы товара Под варрант можно получить ссуду в банке. По этому документу можно так же перепродать товар.
6.4 Страховые операции В международной торговой практике общепринято страховать экспортируемые товары от рисков перевозки. В зависимости от способа перевозки применяется морское, авиационное или наземное страхование.
6.4 Страховые операции Правила транспортного страхования предусматривает три вида условий, на которых может быть заключен договор транспортного страхования в зависимости от которых варьируется как объем ответственности страховщика, так и размер страховой премии: 1) Страхование «с ответственностью за все риски» 2) Страхование « с ответственностью за частную аварию» 3) Страхование « без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения».
6.4 Страховые операции 2) Страхование « с ответственностью за частную аварию» 3) Страхование « без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения».
6.4 Страховые операции Помимо страхования от рисков перевозки существует множество других видов страхования: - страхование на случай отказа покупателя уплатить полную покупную цену за приобретенный товар (такой вид риска имеет место, если качество товара не такое, каким оно должно быть. Страховщик обычно настаивает, чтобы продавец, выступая страхователем, держал на своей ответственности части риска);
6.4 Страховые операции - страхование политических рисков. Как правило, эти риски связаны с действиями государства и межгосударственными отношениями, а не с действием непосредственно фирмы –покупателя, которая может быть вполне платежеспособной и благонадежной; - страхование риска неплатежа – используется при поставке товаров в кредит;
6.4 Страховые операции - страховые риски – строго оговариваются в условиях страхования. Случайности и опасности должны носить возможный, а не неизбежный характер; - военные риски – захват судна, арест, задержание, пиратское нападение, подрыв на минах, торпедах, бомбах и т.п., вследствии любых военных действий (независимо от объявления войны), народных волнений, действия злоумышленников и т.д.;
6.4 Страховые операции - свойственный товару порок – внутренние свойства товара, служащие причиной ущерба без воздействия внешних факторов. Это относится к скоропортящимся продуктам, к самовозгорающимся грузам. Как правило, эти убытки исключаются из ответственности страховщиков, если они не предусмотрены специальным соглашением.