1 Сеть процессов организации (лекция 3)
2 Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы)
3 Бизнес-процессы подразделения За все процессы подразделения отвечает руководитель подразделения, за каждый отдельный процесс перед ним отвечают руководители, непосредственно ему подчиненные.
4 Бизнес-процесс подразделения В подразделение поступает информация и материалы, являющиеся продуктами деятельности других процессов-поставщиков. Они преобразуются процессами подразделения в результаты (выходы), потребляемые внутренними и внешними клиентами. Руководитель подразделения и его заместители управляют процессами подразделения и обеспечивают их результативность и эффективность.
5 Взаимодействие процессов подразделений
6 Процессы подразделений Деятельность внутри каждого подразделения можно четко структурировать, определить зоны ответственности, распределить ресурсы, определить порядок взаимодействия подразделений. Для этого в организации должна существовать определенная культура управления, документы, регламентирующие распределение зон ответственности и обязанности руководителей подразделений и исполнителей: положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции и т. п. Документирование системы управления играет огромную роль при выделении процессов и построении системы управления ими.
7 Сквозные (межфункциональные ) процессы
8 Сквозные процессы Определение. Сквозной (межфункциональный) бизнес-процесс – это бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную и административную подчиненность.
9 Цели выделения сквозных процессов Решить проблему неэффективного взаимодействия подразделений различной функциональной подчиненности (устранить функциональные барьеры). Ориентировать деятельность подразделений компании на конечный результат и удовлетворение требований клиентов.
10 Выделение процессов в организации целесообразно начинать с процессов верхнего уровня, часто их выделяют на основе клиентно-ориентированных цепочек или продуктовых цепочек. Выделение сквозных процессов по принципу клиентно-ориентированных цепочек может быть выполнено, если каждый клиент потребляет уникальный продукт, создание продуктов ведется параллельно, при этом процессы слабо пересекаются друг с другом. Если организация производит более одного продукта, и клиенты этой организации потребляют по несколько видов продукции, выделяют процессы на основе продуктовых цепочек.
11 Сквозные процессы ( клиентно-ориентированные цепочки )
12 Сквозные процессы (продуктовые цепочки)
13 Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов Проблема 1. Назначение ответственного за результат и эффективность процесса – владельца процесса. Руководитель должен иметь достаточные полномочия (руководитель должен быть из состава высшего руководства или создан орган коллегиального управления).
14 Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов Проблема 2. Пересечение процессов в рамках одного функционального подразделения организации. Сложность координации управленческих решений для начальника функционального подразделения, в котором пересекаются процессы.
15 Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов Проблема 3. Регламент межфункционального процесса превращается в объемный документ, не используемый организацией целиком – лишь по частям. Наблюдается избыточность документации, т.е. сотрудники подразделений должны иметь всю документацию по выполняемым процессам, но реально использовать на рабочих местах % от каждого документа.
16 Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов Проблема 4. Выделение в организации сквозных процессов приводит к потере части функций или работ подразделений.
17 Пример 1
18 Пример 1 (продолжение) В подразделениях 1,2,3 «пропали» 4 функции (А,Б,В,Г). Возможные выводы внешнего консультанта: функции А,Б,В,Г можно упразднить. Не всегда верно, так как такие функции существуют и зачастую необходимы для организации. В такую ситуацию, например, могут попасть функции учета, отчетности, анализа информации, которые не связаны напрямую с материальными потоками, но необходимы для построения системы управления. В эту ситуацию может попасть даже руководитель. ? Какую еще проблему Вы видите на рисунке?
19 Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации.
20 Классификация по уровню подробности рассмотрения 1)Процессы верхнего уровня. 2) Детальные процессы. 3)Элементарные процессы
21 Декомпозиция процессов Декомпозиция - это метод, позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, расщепление объекта на составные части по установленному критерию. Практически декомпозиция применяется для детализации бизнес-моделей.
22 Декомпозиция процесса При определении бизнес-процессов, существующих в организации, целесообразно начинать описание процессов с верхнего уровня. Число уровней декомпозиции процессов определяется задачами проекта, и не должно быть слишком большим (не более 15).
23 Алгоритм распределения функций, выполняемых в подразделениях, по процессам организации Получить схему существующей организационно-штатной структуры организации. Определить перечень БП верхнего уровня организации. Определить функции, выполняемые на уровне подразделений управлений. Распределить функции подразделений по процессам.
24 Пример 2 Бизнес-процесс
25 Пример 3 Разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы с наложением процессов на структуру предприятия
26 Сеть процессов организации Определение. Сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемой на предприятии.
27 Перечень Бизнес-процессов, предложенный Международной Бенчмаркинговой Палатой. 1. Маркетинг рынка и пожеланий заказчиков; 2. Разработка стратегии; 3. Разработка продукции (услуг); 4. Организация продаж; 5. Производство и поставка продукции; 6. Организация сервиса (для сервисно-ориентированных организаций); 7. Обслуживание заказчика и оформление счета-фактуры; 8. Управление человеческими ресурсами; 9. Управление информационными ресурсами; 10. Управление финансовыми и физическими ресурсами; 11. Управление экологией; 12. Управление внешними связями; 13. Управление улучшениями и изменениями.
28 Жизненный цикл продукции
29 Темы для докладов 1) Методология SADT. 2) А.А. Богданов (Малиновский). Тектология Богданова.
30 Задание 1) Расклассифицируйте процессы жизненного цикла продукции (слайд 27) по характеру деятельности и создаваемому продукту. 2) Создайте список процессов для «Вашей» организации, выбрав их из списка процессов (слайд 26) и адаптировав названия процессов, расклассифицируйте их по характеру деятельности и создаваемому продукту.