Лекция 5 Век классической философии История психологии
Вопросы
Литература Основная Основная 1) Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Педагогическое общество России, ) Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Педагогическое общество России, )Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: «Академия», )Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: «Академия», ) Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие Изд. Михайлова С.Петербург ) Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие Изд. Михайлова С.Петербург ) Дайана Г.Шульц, Синди Элен Шульц История современной психологии. Евразия С.Петербург ) Дайана Г.Шульц, Синди Элен Шульц История современной психологии. Евразия С.Петербург ) Томас Лихи История современной психологии Питер ) Томас Лихи История современной психологии Питер 2003
Литература Основная Основная 6) Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4т. – «Изд-во Пневма» СПб, ) Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. 4т. – «Изд-во Пневма» СПб, ) История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута М.: Мысль, ) История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута М.: Мысль, ) Хьелл Л., Зиллер Д. Теории личности. СПб.: Питер, ) Хьелл Л., Зиллер Д. Теории личности. СПб.: Питер, ) Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КПС+, ) Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КПС+, ) Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, экспертиза, упражнения. СПб.: «Прайм-Еврознак», ) Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, экспертиза, упражнения. СПб.: «Прайм-Еврознак», ) История психологии: конспект лекций/ С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, ) История психологии: конспект лекций/ С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, ) История психологии. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн»,» ) История психологии. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн»,» ) Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учеб.пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, ) Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: Учеб.пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
Платон Обоснование метафизики Обоснование метафизики Новизна платоновской философии состоит в открытии сверхчувственного мира, метафизического измерения бытия Новизна платоновской философии состоит в открытии сверхчувственного мира, метафизического измерения бытия
Обоснование метафизики Под идеей мы понимаем понятие, мысль, ментальное представление, т.е.нечто такое,что ведет к психологическому и ноологическому плану. Под идеей мы понимаем понятие, мысль, ментальное представление, т.е.нечто такое,что ведет к психологическому и ноологическому плану. Нефизическую природу идей Платон определил терминами «идея», «форма», «эйдос».Платоновские идеи не просто умственные представления, не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от всего чувственного. Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть на самом деле. Нефизическую природу идей Платон определил терминами «идея», «форма», «эйдос».Платоновские идеи не просто умственные представления, не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от всего чувственного. Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть на самом деле.
Концепция человека Платоновская концепция человека основана на разнопорядковой природе души и тела. Тело – темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, мотив уподобления божественному. Платоновская концепция человека основана на разнопорядковой природе души и тела. Тело – темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, мотив уподобления божественному.
Аристотель (384 – 322 г.до н.э.) Гений Аристотеля отличался стремлением к органическому синтезу и систематизации, уточнению терминов и дифференциации методов, с помощью которых могут быть решены определенные группы проблем. Вместо платоновской извивающейся спирали мы видим стабильную систематизацию с фиксированной кадр за кадром магистралью философского знания. Именно по ней начнут свое развитие системы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики. Гений Аристотеля отличался стремлением к органическому синтезу и систематизации, уточнению терминов и дифференциации методов, с помощью которых могут быть решены определенные группы проблем. Вместо платоновской извивающейся спирали мы видим стабильную систематизацию с фиксированной кадр за кадром магистралью философского знания. Именно по ней начнут свое развитие системы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики.
Аристотель. Три части души. Трактат «О душе». Трактат «О душе». Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что обладают витальным началом – душой. Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что обладают витальным началом – душой.
Аристотель. Три части души. Душа, по Аристотелю, имеет три части: Душа, по Аристотелю, имеет три части: Вегетативную Вегетативную Чувственную Чувственную Рациональную Рациональную У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют растительную и чувственно-животную душу. У людей есть все три части. У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют растительную и чувственно-животную душу. У людей есть все три части.
Аристотель. Три части души. Растительная душа отвечает за репродукцию (рождение, питание, рост), являющуюся целью любой конечной формы жизни. Растительная душа отвечает за репродукцию (рождение, питание, рост), являющуюся целью любой конечной формы жизни. У животных, помимо растительных свойств, есть ощущения, аппетит(вожделение) и моторные функции. У животных, помимо растительных свойств, есть ощущения, аппетит(вожделение) и моторные функции.
Аристотель. Три части души. Активно действующий разум, по Аристотелю, находится в душе, хотя и приходит извне. Активно действующий разум, по Аристотелю, находится в душе, хотя и приходит извне. Высшая разумная способность божественна по происхождению и, однажды приобретенная, она остается в душе навсегда. Божественная природа разума для Аристотеля была аргументом в пользу несводимости его к телесной субстанции. Высшая разумная способность божественна по происхождению и, однажды приобретенная, она остается в душе навсегда. Божественная природа разума для Аристотеля была аргументом в пользу несводимости его к телесной субстанции.
Добродетель как точная мера. Душа нуждается в особой опеке и совершенствовании. Душа нуждается в особой опеке и совершенствовании. Именно на пути самосовершенствования у человека появляется возможность стать подлинно счастливым, на грани с божественным. Интенсивное самоуглубление дает эффект самодостаточности, ибо теоретическая деятельность разума не имеет другой цели, кроме самой себя, т.е.внутренней истины. Напрасно, продолжает Аристотель, нам советуют ограничиться тем, что конечно и соразмерно человеку, смертному существу. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Животные не знают счастья, а боги пребывают в счастливом блаженстве постоянно. Только человек счастлив в той мере, в какой сам этого захочет. Насколько он способен к незаинтересованному постижению бытия, настолько он и счастлив. Именно на пути самосовершенствования у человека появляется возможность стать подлинно счастливым, на грани с божественным. Интенсивное самоуглубление дает эффект самодостаточности, ибо теоретическая деятельность разума не имеет другой цели, кроме самой себя, т.е.внутренней истины. Напрасно, продолжает Аристотель, нам советуют ограничиться тем, что конечно и соразмерно человеку, смертному существу. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Животные не знают счастья, а боги пребывают в счастливом блаженстве постоянно. Только человек счастлив в той мере, в какой сам этого захочет. Насколько он способен к незаинтересованному постижению бытия, настолько он и счастлив.
Добродетель как точная мера. Благо государства и благо отдельно взятого человека не имеют радикальных различий. Благо, перерастающее из частного в общее, становится более божественным. Греки рассматривали человека под защитой государства как целого, а не наоборот. Человека они называли политическим животным. Тот, кто не является частью государства, ни в ком и ни в чем не нуждается, есть либо зверь, либо Бог. Благо государства и благо отдельно взятого человека не имеют радикальных различий. Благо, перерастающее из частного в общее, становится более божественным. Греки рассматривали человека под защитой государства как целого, а не наоборот. Человека они называли политическим животным. Тот, кто не является частью государства, ни в ком и ни в чем не нуждается, есть либо зверь, либо Бог.
Добродетель как точная мера. Различные конституциональные формы характерны для разных типов государств. Конституция дает форму и порядок государству. Власть может исходить от одного, немногих и большинства. Три правильные формы управления – монархия, аристократия и политая – вырождаются в три неправильные формы: тиранию, олигархию и демократию (плутократию), когда общее благо начинают подменять корыстным интересом. Различные конституциональные формы характерны для разных типов государств. Конституция дает форму и порядок государству. Власть может исходить от одного, немногих и большинства. Три правильные формы управления – монархия, аристократия и политая – вырождаются в три неправильные формы: тиранию, олигархию и демократию (плутократию), когда общее благо начинают подменять корыстным интересом.
Лекция Психологические воззрения школ заката античной философии Психологические воззрения школ заката античной философии
Эпикур Эпикур и основание «Сада» Эпикур и основание «Сада» Воззвания, исходящие из «Сада», можно суммировать в нескольких положениях: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатства и даже боги; человек автархичен. Воззвания, исходящие из «Сада», можно суммировать в нескольких положениях: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатства и даже боги; человек автархичен.
Эпикур Чувства схватывают бытие безошибочным образом. Чувства не ошибаются Чувства схватывают бытие безошибочным образом. Чувства не ошибаются
Эпикур Аргументы Эпикура: Аргументы Эпикура: 1. ощущения объективны и истинны, что гарантированно той же атомистической структурой бытия. От вещей истекают комплексы атомов, образующих образы, или подобия, которые в точности воспроизводятся нашими чувствами путем проникновения в нас этих образов. 1. ощущения объективны и истинны, что гарантированно той же атомистической структурой бытия. От вещей истекают комплексы атомов, образующих образы, или подобия, которые в точности воспроизводятся нашими чувствами путем проникновения в нас этих образов. 2. ощущения, в силу своей нерациональности, не способны отнять или прибавить нечто от себя, а значит, они объективны. 2. ощущения, в силу своей нерациональности, не способны отнять или прибавить нечто от себя, а значит, они объективны.
Истинное удовольствие По Эпикуру, это отсутствие телесного страдания – апония, или невозмутимость души – атараксия. По Эпикуру, это отсутствие телесного страдания – апония, или невозмутимость души – атараксия. «когда мы говорим, что благо – наслаждение, то это не указание на обжор и лентяев, ветренников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. Мы говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения исходят". «когда мы говорим, что благо – наслаждение, то это не указание на обжор и лентяев, ветренников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. Мы говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения исходят".
Смерть Смерть, с точки зрения Эпикура зло только для тех, кто заблуждается на ее счет. Поскольку человек это душевный состав в составе телесном, то смерть не что иное, как распад этих соединений; причем, распыляясь повсюду, сознание и чувственность утрачиваются, от человека не остается ничего. Стало быть, смерть не страшна сама по себе, ибо в момент явления ее мы ничего не способны чувствовать, ни также после смерти, когда душа, как и тело, распадается; не остается решительно ничего. Наконец, смерть не отнимает ничего от жизни, ибо абсолютное совершенствование наслаждения не предусмотрено в плане вечности. Смерть, с точки зрения Эпикура зло только для тех, кто заблуждается на ее счет. Поскольку человек это душевный состав в составе телесном, то смерть не что иное, как распад этих соединений; причем, распыляясь повсюду, сознание и чувственность утрачиваются, от человека не остается ничего. Стало быть, смерть не страшна сама по себе, ибо в момент явления ее мы ничего не способны чувствовать, ни также после смерти, когда душа, как и тело, распадается; не остается решительно ничего. Наконец, смерть не отнимает ничего от жизни, ибо абсолютное совершенствование наслаждения не предусмотрено в плане вечности.
Социально-политические воззрения Эпикура Политическая жизнь не обогащает человека, но дезориентирует, разобщая людей. Посему эпикуреец стремится жить обособленно и бежит от толпы. "Обратись к себе самому, особенно если ты вынужден быть в толпе". "Скрывайся и таись" лишь в обращении к самому себе может быть найдена атараксия, покой души. Высшее благо, по Эпикуру, не короны царей и земных богов, но "корона атараксии, что превосходит корону великих империй". Политическая жизнь не обогащает человека, но дезориентирует, разобщая людей. Посему эпикуреец стремится жить обособленно и бежит от толпы. "Обратись к себе самому, особенно если ты вынужден быть в толпе". "Скрывайся и таись" лишь в обращении к самому себе может быть найдена атараксия, покой души. Высшее благо, по Эпикуру, не короны царей и земных богов, но "корона атараксии, что превосходит корону великих империй".
Эпикур прописывает людям четырехэлементный лечебник Против: Против: 1) страха перед богами и потусторонним; 1) страха перед богами и потусторонним; 2) абсурдного страха перед смертью, которая есть ничто; 2) абсурдного страха перед смертью, которая есть ничто; 3) зла, которое либо кратковременно, либо легко переносимо, что в итоге должно привести к верному пониманию счастья, которое в распоряжении всех; 3) зла, которое либо кратковременно, либо легко переносимо, что в итоге должно привести к верному пониманию счастья, которое в распоряжении всех; В пользу: В пользу: 4)счастья против эфемерного зла. 4)счастья против эфемерного зла.
Генезис и развитие Стои В конце IV в. до н. э., уже после основания "Сада", в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем был Зенон, молодой семит, родившийся на острове Крит около 333 ~ 332 гг. до н. э. В конце IV в. до н. э., уже после основания "Сада", в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем был Зенон, молодой семит, родившийся на острове Крит около 333 ~ 332 гг. до н. э.
Генезис и развитие Стои Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике, расписанном художником Полигнотом. По-гречески Портик Стоя, поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике, расписанном художником Полигнотом. По-гречески Портик Стоя, поэтому приверженцев школы стали называть стоиками.
Генезис и развитие Стои Три периода Три периода 1) период античной Стои во главе с триадой Зенон, Клеанф, Хрисипп. 1) период античной Стои во главе с триадой Зенон, Клеанф, Хрисипп. 2) период так называемой "средней Стои" II I в. до н.э. с эклектическим уклоном; 2) период так называемой "средней Стои" II I в. до н.э. с эклектическим уклоном; 3) период римской Стои, или новой Стои христианской эпохи, с ее моральной проблематикой и религиозной тональностью, с ожиданием новых времен. 3) период римской Стои, или новой Стои христианской эпохи, с ее моральной проблематикой и религиозной тональностью, с ожиданием новых времен.
Основа познания Истинное представление для стоика это не только чувствование, но и сочувствование, т. е. согласие, одобрение со стороны логоса тому, что есть уже в душе Впечатление, образ зависит не от нас, но от объектов, воздействующих на нас: мы несвободны принять или отклонить это воздействие, но мы свободны занять ту или иную позицию, дав таким образом согласие ("синкататесис" synkatathesis) нашего логоса или отказав феноменам в нашем одобрении. Только тогда, когда есть это согласие, есть "каталепсис" (katalepsis) живой образ, ecть понимающее представление, и только это может быть гарантией истины. Истинное представление для стоика это не только чувствование, но и сочувствование, т. е. согласие, одобрение со стороны логоса тому, что есть уже в душе Впечатление, образ зависит не от нас, но от объектов, воздействующих на нас: мы несвободны принять или отклонить это воздействие, но мы свободны занять ту или иную позицию, дав таким образом согласие ("синкататесис" synkatathesis) нашего логоса или отказав феноменам в нашем одобрении. Только тогда, когда есть это согласие, есть "каталепсис" (katalepsis) живой образ, ecть понимающее представление, и только это может быть гарантией истины.
Два принципа бытия "пассивный" и "активный", отождествляемые первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждается при этом неотделимость одного от другого. Более того, форма это божественный разум, логос, бог. "пассивный" и "активный", отождествляемые первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждается при этом неотделимость одного от другого. Более того, форма это божественный разум, логос, бог.
Два принципа бытия Если все вещи без исключения суть продукты божественного начала, каковы Логос, разум и интеллект, стало быть, все глубочайшим образом разумно, все совершается так, как задумано. Нельзя хотеть, чтобы было иначе. Все вместе совершенно, как должно быть с точки зрения блага. Если все вещи без исключения суть продукты божественного начала, каковы Логос, разум и интеллект, стало быть, все глубочайшим образом разумно, все совершается так, как задумано. Нельзя хотеть, чтобы было иначе. Все вместе совершенно, как должно быть с точки зрения блага.
Два принципа бытия Все неизбежно и необходимо, ибо зависит от Логоса, все предначертано Провидением, даже самое незначительное. Все неизбежно и необходимо, ибо зависит от Логоса, все предначертано Провидением, даже самое незначительное.
Античный источник дает нам такой пример: "Если пес привязан к повозке, то, будучи согласный, влеком ею, если же привязан против воли, то и тогда вынужден, хотя и волоком, следовать за ней". Сенека вторит Клеанфу более лапидарно: "Хотящего судьба ведет, нехотящего тащит". Античный источник дает нам такой пример: "Если пес привязан к повозке, то, будучи согласный, влеком ею, если же привязан против воли, то и тогда вынужден, хотя и волоком, следовать за ней". Сенека вторит Клеанфу более лапидарно: "Хотящего судьба ведет, нехотящего тащит".
Душа Душа проницает весь физический организм, наполняя его дыханием жизни. А то, что она телесна, не препятствие, ведь известно, что тела проницаемы. Душа разделена стоиками на восемь частей. Пять частей соответствуют пяти органам чувств; шестая отвечает за озвучивание речи; седьмая и восьмая за рождение. Центральная (гегемон) управляющая (совпадает с разумом). Душа проницает весь физический организм, наполняя его дыханием жизни. А то, что она телесна, не препятствие, ведь известно, что тела проницаемы. Душа разделена стоиками на восемь частей. Пять частей соответствуют пяти органам чувств; шестая отвечает за озвучивание речи; седьмая и восьмая за рождение. Центральная (гегемон) управляющая (совпадает с разумом). Душа переживает смерть тела, по мнению некоторых стоиков, души мудрецов живут вплоть до следующего мирового пожара. Душа переживает смерть тела, по мнению некоторых стоиков, души мудрецов живут вплоть до следующего мирового пожара.
Этика Цель жизни достижение счастья. Цель жизни достижение счастья. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. Жить по природе, жить, сохраняя, используя и актуализируя разумное начало. Жить по природе, жить, сохраняя, используя и актуализируя разумное начало.
Попытка дать человеку новую веру в себя, возможность свыкнуться с мыслью о том, что благо и зло имеют всегда и только внутреннюю природу, никогда не приходят извне, но зависят от личного отношения к вещам и событиям, самим по себе нейтральным; что счастье абсолютно не зависит от внешних событий: и одолеваемый физическими пытками и недугами человек способен быть вполне счастливым. Попытка дать человеку новую веру в себя, возможность свыкнуться с мыслью о том, что благо и зло имеют всегда и только внутреннюю природу, никогда не приходят извне, но зависят от личного отношения к вещам и событиям, самим по себе нейтральным; что счастье абсолютно не зависит от внешних событий: и одолеваемый физическими пытками и недугами человек способен быть вполне счастливым.
Социальные воззрения стоиков От существа, замкнутого в своей индивидуальности, как это виделось Эпикуру, мы возвращаемся к "животному общительному". Новизна этой формулы в том, что это уже не "политическое животное Аристотеля, предназначенное объединиться в полис, но теперь уже круг воссоединения все люди. От существа, замкнутого в своей индивидуальности, как это виделось Эпикуру, мы возвращаемся к "животному общительному". Новизна этой формулы в том, что это уже не "политическое животное Аристотеля, предназначенное объединиться в полис, но теперь уже круг воссоединения все люди.
Социальные воззрения стоиков Все люди способны достичь добродетели: человек по определению свободен; никто не раб от природы. Свободен мудрец, владеющий знанием. Раб невежда, ибо он находится во власти своего заблуждения. Все люди способны достичь добродетели: человек по определению свободен; никто не раб от природы. Свободен мудрец, владеющий знанием. Раб невежда, ибо он находится во власти своего заблуждения.
Доктрина "апатии" Страсти, из которых рождается несчастье, почти всегда суть ошибки пасующего разума или их последствия. Страсти, из которых рождается несчастье, почти всегда суть ошибки пасующего разума или их последствия. Мудрец, заботясь о логосе, его чистоте и правильности, не допускает даже рождения страстей в своем сердце. Это и есть знаменитая "апатия" стоиков, т. е. недопущение страстей, возмущающих величественный покой души. Счастье, следовательно, это апатия, бесстрастность и бесстрашие. Мудрец, заботясь о логосе, его чистоте и правильности, не допускает даже рождения страстей в своем сердце. Это и есть знаменитая "апатия" стоиков, т. е. недопущение страстей, возмущающих величественный покой души. Счастье, следовательно, это апатия, бесстрастность и бесстрашие.
Сенека Луций Анней Сенека родился в Испании, в Кордубе, на рубеже двух исторических эпох. Он имел огромный успех в политической карьере в Риме. Осужденный Нероном к смерти, он покончил жизнь самоубийством в 65 году н. э., приняв смерть с твердостью и силой духа, достойной стоика. Луций Анней Сенека родился в Испании, в Кордубе, на рубеже двух исторических эпох. Он имел огромный успех в политической карьере в Риме. Осужденный Нероном к смерти, он покончил жизнь самоубийством в 65 году н. э., приняв смерть с твердостью и силой духа, достойной стоика.
Сенека Дуализм души и тела с акцентами, близкими к платоновскому "Федону". Тело тяготит, оно тюрьма, цепи, сковывающие душу. Душа как нечто истинно человеческое должна освободиться от тела, чтобы очиститься. Дуализм души и тела с акцентами, близкими к платоновскому "Федону". Тело тяготит, оно тюрьма, цепи, сковывающие душу. Душа как нечто истинно человеческое должна освободиться от тела, чтобы очиститься.
Понятие "совести" Понятие "совести" (conscientia) как духовной силы и морального фундамента человека, помещая его на первое место с решительностью, до него невиданной ни в греческой, ни в римской философии. Совесть это осмысление добра и зла, интуиция первоначальная и незаместимая. Понятие "совести" (conscientia) как духовной силы и морального фундамента человека, помещая его на первое место с решительностью, до него невиданной ни в греческой, ни в римской философии. Совесть это осмысление добра и зла, интуиция первоначальная и незаместимая.
Норма поведения, которую Сенека считает приемлемой: "Обращайся с подчиненными так, как хотелось бы тебе, чтобы поступали с тобой те, которые выше и сильнее тебя". Норма поведения, которую Сенека считает приемлемой: "Обращайся с подчиненными так, как хотелось бы тебе, чтобы поступали с тобой те, которые выше и сильнее тебя".
"Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод". "Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и, согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они, в свою очередь, крепко держат свод".
Эпиктет Эпиктет родился в Гиераполисе, во Фригии, в 50/60 году н. э. Еще будучи рабом, он начал слушать лекции Музония, который пробудил его собственную мысль. Изгнанный из Рима Домицианом вместе с другими философами (около 92 года), он покинул Италию, осев в Никополе, где основал свою школу, имевшую огромный успех и множество слушателей. Дата смерти его неизвестна (возможно, 138 год). Следуя заветам Сократа, Эпиктет ничего не писал. Эпиктет родился в Гиераполисе, во Фригии, в 50/60 году н. э. Еще будучи рабом, он начал слушать лекции Музония, который пробудил его собственную мысль. Изгнанный из Рима Домицианом вместе с другими философами (около 92 года), он покинул Италию, осев в Никополе, где основал свою школу, имевшую огромный успех и множество слушателей. Дата смерти его неизвестна (возможно, 138 год). Следуя заветам Сократа, Эпиктет ничего не писал.
Эпиктет Эпиктет разделил все феномены на две части: 1) те, что в нашей власти (т. е. мнения, желания, импульсы), и 2) те, что не в нашей власти, не зависят от нашей активности (тело, родственники, собственность, репутация и пр.). Благо и зло произрастают исключительно в первом классе вещей, именно потому, что они в нашей власти, т. е. зависят от нашей воли. Эпиктет разделил все феномены на две части: 1) те, что в нашей власти (т. е. мнения, желания, импульсы), и 2) те, что не в нашей власти, не зависят от нашей активности (тело, родственники, собственность, репутация и пр.). Благо и зло произрастают исключительно в первом классе вещей, именно потому, что они в нашей власти, т. е. зависят от нашей воли.
Эпиктет Тот, кто выбирает второй класс вещей, т. е. физические блага, тело и все, чего оно вожделеет, не просто впадает в иллюзии и противоречия, но теряет-таки всю свою свободу, становясь рабом всего того, что он выбрал, а также тех людей, которые владеют материальными благами и распределяют их. Те же, кто выбирает первый класс вещей, концентрируясь на том, что в нашей власти, создают жизнь по собственному проекту, достигая в этой свободе духовного единства с собой и душевного покоя. Тот, кто выбирает второй класс вещей, т. е. физические блага, тело и все, чего оно вожделеет, не просто впадает в иллюзии и противоречия, но теряет-таки всю свою свободу, становясь рабом всего того, что он выбрал, а также тех людей, которые владеют материальными благами и распределяют их. Те же, кто выбирает первый класс вещей, концентрируясь на том, что в нашей власти, создают жизнь по собственному проекту, достигая в этой свободе духовного единства с собой и душевного покоя.
Марк Аврелий Марк Аврелий родился в 121 году н. э. Стал императором в 40 лет, умер в 180 году. Марк Аврелий родился в 121 году н. э. Стал императором в 40 лет, умер в 180 году.
Марк Аврелий Марк Аврелий взламывает эту схему, усматривая три начала в человеке: 1) тело, т. е. плоть; > 2) душу, т. е. пневму; 3) интеллект, или нус (nous). Марк Аврелий взламывает эту схему, усматривая три начала в человеке: 1) тело, т. е. плоть; > 2) душу, т. е. пневму; 3) интеллект, или нус (nous).
Марк Аврелий Третья инстанция, нус, являет собой наше подлинное "Я", надежное убежище от любой опасности, а также неиссякаемый источник все новых энергетических импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Третья инстанция, нус, являет собой наше подлинное "Я", надежное убежище от любой опасности, а также неиссякаемый источник все новых энергетических импульсов, необходимых для достойной человека жизни.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Родился Плотин в 205 году в Никополе. Вошел в кружок Аммония 28 лет от роду. В 243 году он покинул Аммония и Александрию, приняв участие в походе на восток императора Гордиана. После убийства императора Плотин направляется в Рим, где в 244 году открывает свою школу. С 244 по 253 год он только читает лекции и ничего не пишет в знак верности договору с Оригеном не разглашать идеи учителя. Но вскоре оба отказались от соблюдения договора, и уже с 254 года Плотин начал писать трактаты, сначала в форме лекций. Порфирий, его ученик, собрал их вместе (54), разделив на шесть групп по девять в каждой. Числу "девять" придавался метафизический смысл, что отражено в названии "Эннеады" ("эннеа" по-гречески девять). "Эннеады" вместе с платоновскими диалогами и аристотелевскими эзотерическими произведениями являются шедеврами античной философской классики. Родился Плотин в 205 году в Никополе. Вошел в кружок Аммония 28 лет от роду. В 243 году он покинул Аммония и Александрию, приняв участие в походе на восток императора Гордиана. После убийства императора Плотин направляется в Рим, где в 244 году открывает свою школу. С 244 по 253 год он только читает лекции и ничего не пишет в знак верности договору с Оригеном не разглашать идеи учителя. Но вскоре оба отказались от соблюдения договора, и уже с 254 года Плотин начал писать трактаты, сначала в форме лекций. Порфирий, его ученик, собрал их вместе (54), разделив на шесть групп по девять в каждой. Числу "девять" придавался метафизический смысл, что отражено в названии "Эннеады" ("эннеа" по-гречески девять). "Эннеады" вместе с платоновскими диалогами и аристотелевскими эзотерическими произведениями являются шедеврами античной философской классики.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Школа Плотина преследовала цели: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, чтобы объединиться в божественном, научившись созерцать его и достигать в кульминационной точке "экстатического единства". Школа Плотина преследовала цели: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, чтобы объединиться в божественном, научившись созерцать его и достигать в кульминационной точке "экстатического единства".
Жизнь, сочинения и школа Плотина Лишь Плотин открывает единое в его нематериальном измерении, это ничем не ограниченная продуктивная потенция. Лишь Плотин открывает единое в его нематериальном измерении, это ничем не ограниченная продуктивная потенция.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Из первой высшей реальности, или ипостаси происходит вторая, которую Плотин называет Нусом. Из первой высшей реальности, или ипостаси происходит вторая, которую Плотин называет Нусом.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Душа проистекает из Духа таким же образом, как Дух из Единого. Душа проистекает из Духа таким же образом, как Дух из Единого. Специфическая природа Души заключается не в чистом мышлении (что составляет суть Духа), но в даровании жизни всему чувственному, в упорядочивании его, в поддержании и управлении им. Специфическая природа Души заключается не в чистом мышлении (что составляет суть Духа), но в даровании жизни всему чувственному, в упорядочивании его, в поддержании и управлении им.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Душа, занимая промежуточное положение, имеет "два лика", поскольку, порождая телесное, но оставаясь бестелесной реальностью, она обретает нечто дополнительное. Она может войти в контакт с любой частью телесного, не нанося ущерба единству своего бытия. Душа, занимая промежуточное положение, имеет "два лика", поскольку, порождая телесное, но оставаясь бестелесной реальностью, она обретает нечто дополнительное. Она может войти в контакт с любой частью телесного, не нанося ущерба единству своего бытия.
Жизнь, сочинения и школа Плотина Почему же души нисходят в тела? Почему же души нисходят в тела? Плотин допускает сошествие души в тело как актуализацию потенциальности космоса, а значит, как онтологическую необходимость. В то же время он говорит, что "лучше" не опускаться, что это род греха, "дерзости", "безрассудства". Плотин допускает сошествие души в тело как актуализацию потенциальности космоса, а значит, как онтологическую необходимость. В то же время он говорит, что "лучше" не опускаться, что это род греха, "дерзости", "безрассудства".
Жизнь, сочинения и школа Плотина Плотин выделяет два вида "вины". Плотин выделяет два вида "вины". 1. Первая вина состоит в самом "падении" в той мере, в какой оно было роковым, непроизвольным, наказанием; это мучительный опыт телесного страдания за совершенную вину. 1. Первая вина состоит в самом "падении" в той мере, в какой оно было роковым, непроизвольным, наказанием; это мучительный опыт телесного страдания за совершенную вину. 2. Вторая вина души, принявшей тело, состоит в исключительной заботе об этом теле, со всеми вытекающими из этого последствиями: забвением себя самой, собственного происхождения, служения высшим целям. 2. Вторая вина души, принявшей тело, состоит в исключительной заботе об этом теле, со всеми вытекающими из этого последствиями: забвением себя самой, собственного происхождения, служения высшим целям.
Возвращение к Абсолюту и экстаз Путей возврата к Абсолюту несколько: а) путь добродетели; б) путь платоновской эротики; в) путь диалектики. Однако к этим традиционным путям Плотин добавляет четвертый путь "опрощения", "воссоединения с Единым" и "экстаза" (мистического союза). Путей возврата к Абсолюту несколько: а) путь добродетели; б) путь платоновской эротики; в) путь диалектики. Однако к этим традиционным путям Плотин добавляет четвертый путь "опрощения", "воссоединения с Единым" и "экстаза" (мистического союза). Фраза, суммирующая процесс тотального очищения души, захотевшей воссоединиться с Единым, афористична: "Сбрось с себя все". Однако освобождение от всего не означает в этом контексте аннулирования себя самого, напротив, это значит наполниться Богом, расшириться до всего, до Бесконечного. Фраза, суммирующая процесс тотального очищения души, захотевшей воссоединиться с Единым, афористична: "Сбрось с себя все". Однако освобождение от всего не означает в этом контексте аннулирования себя самого, напротив, это значит наполниться Богом, расшириться до всего, до Бесконечного.
Возвращение к Абсолюту и экстаз Бог ничего не дарует людям, но сами люди могут совершить восхождение к Нему и воссоединиться с ним, благодаря своей природной силе, способности и желанию. Бог ничего не дарует людям, но сами люди могут совершить восхождение к Нему и воссоединиться с ним, благодаря своей природной силе, способности и желанию.
Жизнь и сочинения Галена Гален родился в Пергаме около 129 года н. э., Здесь он начал свою учебу, а затем продолжил ее в Коринфе и Александрии. В 157 году вернулся в Пергам, где был какое-то время врачом гладиаторов. Гален родился в Пергаме около 129 года н. э., Здесь он начал свою учебу, а затем продолжил ее в Коринфе и Александрии. В 157 году вернулся в Пергам, где был какое-то время врачом гладиаторов. В 168 году император Марк Аврелий пригласил Галена в Рим в качестве личного врача в его походах против германцев. Серия непредвиденных событий заставила императора вернуться в Рим, где Гален обосновался медиком при Коммоде, сыне императора. В 168 году император Марк Аврелий пригласил Галена в Рим в качестве личного врача в его походах против германцев. Серия непредвиденных событий заставила императора вернуться в Рим, где Гален обосновался медиком при Коммоде, сыне императора.
Жизнь и сочинения Галена Умер Гален около 200 года. Умер Гален около 200 года.
Достижения а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея и обобщенные им; б) элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, приведенные и адаптированные в контексте строгого телеологизма; в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа; г) теория "врожденной теплоты" и "пневмы" (модифицированная идея Посидония); д) идеи "Тимея", прочитанные в медиоплатоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии. а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея и обобщенные им; б) элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, приведенные и адаптированные в контексте строгого телеологизма; в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа; г) теория "врожденной теплоты" и "пневмы" (модифицированная идея Посидония); д) идеи "Тимея", прочитанные в медиоплатоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии.
В трактате "О природе человека" он развивает и завершает теорию темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырех элементов и четырех качеств холодного, горячего, сухого и влажного, должным образом соотнесенных, происходит все прочее. "Темперамент" не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из "удачного смягчения" противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли "истинной мерой" "Хороший темперамент" человека есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей тела. "Жидкости", т. е. кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная не суть первоначальные элементы, но происходят от других элементов и их качеств. В трактате "О природе человека" он развивает и завершает теорию темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырех элементов и четырех качеств холодного, горячего, сухого и влажного, должным образом соотнесенных, происходит все прочее. "Темперамент" не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из "удачного смягчения" противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли "истинной мерой" "Хороший темперамент" человека есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей тела. "Жидкости", т. е. кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная не суть первоначальные элементы, но происходят от других элементов и их качеств.
Душа Его теория опирается на платоновское деление души: 1) на рациональную, 2) возбудимую (гневную), 3) вожделеющую. Причем Гален вписывает это в новый антропологический, анатомический и физиологический контекст. Рациональная душа сидит в мозгу, возбудимая в сердце (средоточие эмоций), вожделеющая в печени. Рациональная душа имеет своим проводником животную, или психическую, пневму (дыхание, воздух), которая циркулирует через нервную систему (что поддерживается вдыханием воздуха). Кроме того, есть пневма витальная, циркулирующая в сердце и в артериях; Гален с осторожностью принимает гипотезу "натуральной "пневмы", которая, должно быть, содержится в печени и венах, где циркулирует кровь в процессе питания. Его теория опирается на платоновское деление души: 1) на рациональную, 2) возбудимую (гневную), 3) вожделеющую. Причем Гален вписывает это в новый антропологический, анатомический и физиологический контекст. Рациональная душа сидит в мозгу, возбудимая в сердце (средоточие эмоций), вожделеющая в печени. Рациональная душа имеет своим проводником животную, или психическую, пневму (дыхание, воздух), которая циркулирует через нервную систему (что поддерживается вдыханием воздуха). Кроме того, есть пневма витальная, циркулирующая в сердце и в артериях; Гален с осторожностью принимает гипотезу "натуральной "пневмы", которая, должно быть, содержится в печени и венах, где циркулирует кровь в процессе питания.
Лекция 8 Психологические воззрения в период Средневековья Психологические воззрения в период Средневековья
Новое пространство веры и Духа идеалом греческой философии оставалось познание, эпистема (episteme). Мыслители дружно указывали на познание как исключительную добродетель, реализующую саму сущность человека. идеалом греческой философии оставалось познание, эпистема (episteme). Мыслители дружно указывали на познание как исключительную добродетель, реализующую саму сущность человека.
Новое пространство веры и Духа Вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения (doxa). Вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения (doxa).
Новое пространство веры и Духа В результате на обломках всех традиционных схем рождается поистине новая антропология (достаточно широко предвосхищенная Ветхим Заветом). Человек предстает отныне не в двух измерениях, как прежде, "тело" и "душа" (где вместе разум и интеллект), но в трех, "тело", "душа" и "дух", где дух в точном смысле это причастность к Божественному посредством веры, открытость человека Божественному слову, Божественной мудрости. В результате на обломках всех традиционных схем рождается поистине новая антропология (достаточно широко предвосхищенная Ветхим Заветом). Человек предстает отныне не в двух измерениях, как прежде, "тело" и "душа" (где вместе разум и интеллект), но в трех, "тело", "душа" и "дух", где дух в точном смысле это причастность к Божественному посредством веры, открытость человека Божественному слову, Божественной мудрости.
Библейское послание сместило проблему человека в иную плоскость. В священных текстах термин "душа" лишен греческих акцентов: христианство не отрицает, что и после смерти от человека остается нечто, выразительно живописуя сретение мертвых в "лоне Авраамовом". Тем не менее не на бессмертие души уповает христианин, но на воскресение из мертвых, что подразумевает возвращение к жизни и даже телесное. Библейское послание сместило проблему человека в иную плоскость. В священных текстах термин "душа" лишен греческих акцентов: христианство не отрицает, что и после смерти от человека остается нечто, выразительно живописуя сретение мертвых в "лоне Авраамовом". Тем не менее не на бессмертие души уповает христианин, но на воскресение из мертвых, что подразумевает возвращение к жизни и даже телесное.
Августин Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте (Нумидия, Африка). Умер он в 430 году. Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте (Нумидия, Африка). Умер он в 430 году.
Августин Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Напротив, как уже замечено, вера стимулирует и подвигает понимание. Вера это способ согласного понимания cogitare cum assensione ("мыслить с одобрением"), именно поэтому без мысли нет и не может быть веры. Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Напротив, как уже замечено, вера стимулирует и подвигает понимание. Вера это способ согласного понимания cogitare cum assensione ("мыслить с одобрением"), именно поэтому без мысли нет и не может быть веры.
Августин credo ut intelligam и intelligo.ut credam "верю, чтобы понимать", "понимаю, чтобы верить ". credo ut intelligam и intelligo.ut credam "верю, чтобы понимать", "понимаю, чтобы верить ".
Понятие воли Свобода свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Так находит свое разрешение парадокс Сократа о возможности понимать благо и все же творить зло. Разум принимает, но воля отвергает благо, поскольку она, хотя и принадлежит человеческому духу, имеет свою автономию, образуя инаковость разума. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, т. е. не имеющим разумного обоснования, не согласующимся с пониманием. Свобода свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Так находит свое разрешение парадокс Сократа о возможности понимать благо и все же творить зло. Разум принимает, но воля отвергает благо, поскольку она, хотя и принадлежит человеческому духу, имеет свою автономию, образуя инаковость разума. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, т. е. не имеющим разумного обоснования, не согласующимся с пониманием.
Зло это любовь к себе, надменная спесь, благо любовь к Богу, т. е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют "град небесный". "Две разновидности любви, пишет Августин, порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога". Зло это любовь к себе, надменная спесь, благо любовь к Богу, т. е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют "град небесный". "Две разновидности любви, пишет Августин, порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога".
Фома Аквинский Фома Аквинский был самым крупным схоластом, гением метафизики и восхитительным по масштабу умом. Его логическая система поражает прозрачной ясностью и органичностью связей. Фома Аквинский был самым крупным схоластом, гением метафизики и восхитительным по масштабу умом. Его логическая система поражает прозрачной ясностью и органичностью связей.
Фома Аквинский Разум и философия суть praeambula fidei, преамбула веры. Разница между философией и теологией не в том, что первая занята одним, вторая другим: обе говорят о Боге, человеке, мире. Но первая дает знание несовершенное о том, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к спасению. Разум и философия суть praeambula fidei, преамбула веры. Разница между философией и теологией не в том, что первая занята одним, вторая другим: обе говорят о Боге, человеке, мире. Но первая дает знание несовершенное о том, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к спасению. Следовательно, вера совершенствует разум, а теология философию Следовательно, вера совершенствует разум, а теология философию
Фома Аквинский Разум образует нашу сущностную характеристику: не пользоваться им значит не уважать его природных требований. Такое умаление не оправдывает даже ссылка на Всевышнего. Разум образует нашу сущностную характеристику: не пользоваться им значит не уважать его природных требований. Такое умаление не оправдывает даже ссылка на Всевышнего.
Фома Аквинский Человек, по мнению Аквината, это природа рациональная: "Ratio est potissima hominis natura" "Разум есть могущественнейшая природа человека". Назначение человека понимать и действовать с пониманием. Это положение лежит в основании его этики, и политики. Человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет всякая вещь, природный порядок вещей, завершением которого является высшее Благо Бог. Человек, по мнению Аквината, это природа рациональная: "Ratio est potissima hominis natura" "Разум есть могущественнейшая природа человека". Назначение человека понимать и действовать с пониманием. Это положение лежит в основании его этики, и политики. Человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет всякая вещь, природный порядок вещей, завершением которого является высшее Благо Бог.
Проблема зла Тело к злу не причастно. Не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Зло не в утрате рациональности, рассудительности, это не ошибка в расчете, как хотели думать греки. Зло в неподчинении Богу, в утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и утраты свободы. Тело к злу не причастно. Не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Зло не в утрате рациональности, рассудительности, это не ошибка в расчете, как хотели думать греки. Зло в неподчинении Богу, в утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и утраты свободы.
Тело свято, как свята душа. Тело свято, как свята душа. Мыслит индивид, а не душа; тот, кто чувствует, человек, а не тело. Мыслит индивид, а не душа; тот, кто чувствует, человек, а не тело.
Платоновский тезис о субстанциональности души и аристотелевский тезис о душе как формальном начале, соединенные друг с другом, дают нам томистский принцип единства человека, в котором отчетливо проступает примат личности над видом. Платоновский тезис о субстанциональности души и аристотелевский тезис о душе как формальном начале, соединенные друг с другом, дают нам томистский принцип единства человека, в котором отчетливо проступает примат личности над видом.
Вопросы к семинарскому занятию