Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: «мировая экономика», «государственное и муниципальное управление» «экономика управления», «маркетинг», «бухгалтерский учет и аудит», «математические методы в экономике», «товароведение и экспертиза товаров», «налоги и налогообложение», «менеджмент организации» Философия науки
2 Содержание Философия науки Научное знание Вненаучное знание Позитивизм и его формы Постпозитивизм Научная картина мира Заключение Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература
3 Научное знание Структура научного знания Научное знание – это сложная, разветвленная, многообразная система процедур, находящаяся в постоянном развитии по определенным законам Структура научного знания: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научная картина мира (НКМ), ценности, основания и др. Более сложное структурирование – проблемы, задачи, опытные факты, экспериментальные факты, совокупность общих знаний об изучаемом объекте, онтологические схемы и картины, модели, средства (языки, понятия, категории), методы и методики
4 Научное знание Понятие теории Добытая в эмпирическом исследовании информация становится в полном смысле научным знанием в том случае, если она осмысливается и истолковывается в рамках определенного теоретического знания Теория – это целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира, фиксация устойчивых и существенных связей в окружающем мире В отличие от эмпирического знания теория исследует сущностные характеристики, внутренние механизмы, причинные, функциональные связи и зависимости
5 Научное знание Сходство эмпирического и теоретического уровней В философии науки различают эмпирический и теоретический уровни познания Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса Во-вторых, теоретические знания являются своего рода надстройкой над эмпирическими знаниями В-третьих, эмпирические знания всегда теоретически нагружены
6 Научное знание Различия эмпирического и теоретического уровней По характеру представленности: эмпирические знания выражаются в терминах наблюдения, теоретические – в абстрактно-идеализированных терминах (знаковый, символичный, схематичный характер) по объекту исследования: объект эмпирического знания - реальные предметы, объект теоретического – результаты идеализации, абстрагирования, геометрическая точка, линия Эмпирическое знание только описывает, теоретическое – объясняет и предсказывает По связи с практикой и предметным миром По степени сложности самой процедуры познания (этапная цепочка в теоретическом познании сложна по качеству, протяженней по времени, количеству операций)
7 Научное знание Методы научного познания К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение К теоретическим методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагирование, формализация, моделирование, метод исторического и логического
8 Научное знание Методы теоретического познания Идеализация, абстрагирование – замена отдельных свойств предмета символом или знаком, мысленное отвлечение от чего-то, с целью выявления чего-то другого Формализация – оперирование со знаками, сведенными в обобщенные модели Моделирование – представление изучаемого объекта в схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера Метод исторического и логического: первый воспроизводит развитие объекта с учетом всех факторов, второй воспроизводит только общее, главное в предмете в процессе развития
9 Научное знание Неотомизм Неотомизм – (философская школа в католицизме) – получил официальное признание Ватикана в 1879 г. Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф. Аквинского Представители: Жак Маритен, Э. Анри Жильсон Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку Человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами. Наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу
10 Вненаучное знание Формы вненаучного знания Эзотеризм – общее понятие многообразных форм знания, отличающегося от классического научного образца и стандарта Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с научной картиной мира Донаучное – знание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного Паранаучное несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, объяснение феноменов не является убедительным с точки зрения критериев научности
11 Вненаучное знание Формы вненаучного знания Лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, ошибочное знание Квазинаучное – опирающееся на методы насилия и принуждения, отсутствие критики власть придержащих, шельмование кибернетики Псевдонаучное – спекулирование на совокупности популярных теорий (чудовище Лохнесса, снежный человек) Обыденное знание – опыт, здравый смысл, просто набор сведений
12 Позитивизм и его формы Классический позитивизм Первая историческая форма позитивизма или «классический» позитивизм (30-40-е гг. XIX в., О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль) - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетического объединения, и что философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование наука должна ограничиться описанием внешних сторон объекта, и отбросить умозрение как средство получения знаний, а проблемы, утверждения, понятия, не проверенные посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла (О.Конт)
13 Позитивизм и его формы Эмпириокритицизм или Махизм Вторая историческая форма позитивизма или махизм: (конец XIX – нач. XX в., Эрнст Мах, Ричард Авенариус, Анри Пуанкаре) является философией не материализма или идеализма, а философией реализма; любое положительное (научное) знание есть само по себе знание философское Утверждали идеал «чисто описательной» науки и отвергали объяснительную часть, считая ее излишней, метафизической. Отвергали понятия причинности, необходимости, субстанции, а признавался лишь опыт Махизм развивается на основе новейших открытий физической науки, теории относительности, квантовой механики, геометрии Лобачевского – Римана, открытий в области явлений света, электромагнитных волн и т.д.
14 Позитивизм и его формы Неопозитивизм Третья историческая форма позитивизма или неопозитивизм: (20-е годы XX в.) Идейное ядро – Венский кружок (Австрия): Морис Шлик, Рудольф Карнап, О.Нейрат, Ф.Франк, Л.Витгенштейн и др., в Англии (Б.Рассел) В отличие от махистов, сосредоточенных на анализе ощущений и чувственного опыта, неопозитивисты делали акцент на исследовании логического аппарата новейшего естествознания Венский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. Предметом философии должен быть язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке
15 Позитивизм и его формы Логический позитивизм Задача логических позитивистов - устранить из языка науки «псевдонаучные» утверждения и способствовать созданию на базе физики унифицированной науки Логический анализ языка науки предполагал: сведение, редукцию теоретического знания к эмпирическому чувственную эмпирическую проверку т.е. верификацию стремится подвергнуть все знание критическому анализу с позиций верификации. Утверждения, не поддающиеся верификации в опыте лишены смысла, неразрешимые философские проблемы - псевдопроблемы, т.е. лишены смысла
16 Позитивизм и его формы Аналитическая философия Два направления: логический анализ философии и лингвистическая философия Философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма Философия лингвистического анализа выступает против какого-либо культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке Л. Витгенштейн фактически устанавливает культ обыденного языка и считает необходимым его эмпирические описания
17 Постпозитивизм Критический рационализм (К.Поппер) Представители постпозитивизма: К.Поппер, Дж.Агасси, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, Дж.Уоткинс и близкие к ним П.Фейерабенд, У.Барли и др. К.Поппер выступил с критикой принципа верификации, заменив его принципом фальсификации Основная задача философии - демаркация (отделение научного знания от ненаучного), в основе которой лежит принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер (концепция фаллибилизма) Главной ценностью науки Поппер считал рост знания на основе его критики и постоянной коррекции
18 Научная картина мира Понятие научной революции Самую оригинальную концепцию научной революции предложил К. Поппер (концепция «непрерывной революции») Научной может считаться только та теория которая допускает принципиальную возможность своего опровержения. Ни одна из теорий не может охватить все многообразие мира, одна теория сменяется другой Не любые изменения следует рассматривать как революцию, а только такие, которые связаны с изменением всех существенных элементов: фактов, закономерностей, теорий, методов, всей научной картины мира
19 Научная картина мира «Структура научных революций» (Т.Кун) Концепция исторической динамики научного знания разработана в книге Т. Куна «Структура научных революций» Кун предложил отказаться от господствовавшего в философии образа науки как системы знаний, изменение и развитие которой подчинено канонам методологии и логики, и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ, которая зависит от культуры, истории, социальной организации, психологической и технической базы Сущность научных революций заключается в возникновении новых парадигм, полностью несовместимых и несоизмеримых с прежними Парадигма – это система норм, теорий, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности
20 Научная картина мира Понятие научной картины мира Научная картина мира (НКМ)– это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания Функции научной картины мира картина мира как онтология как форма систематизации знания как исследовательская программа
21 Научная картина мира Исторические типы научной картины мира Можно выделить три радикальные смены научной картины мира, научных революций, аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская Аристотелевская (VI – IV вв. до н.э.). В результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отдаление науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Аристотель создал формальную логику, систематизировал знания, разработал категориальный аппарат
22 Научная картина мира Исторические типы научной картины мира Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв.). Переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической обусловлен серией открытий, связанных с именами Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона. Сформулированы базовые принципы новой научной картины мира. Классическое естествознание сумело выделить объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях. Доминантой классического естествознания становится механика
23 Научная картина мира Исторические типы научной картины мира Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX вв.). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.) В итоге была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что в помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы
24 Научная картина мира Римский клуб Это международная общественная организация, созданная с целью «углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции» Основан в 1968 г. Пред. – итальянский экономист А.Печчеи Основные направления деятельности – обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового общественного мнения
25 Заключение Философские школы по-разному определяли место и роль науки в жизни общества Философия, идеалы и нормы научного познания, научная картина мира относятся к главным компонентам оснований науки, методы и данные которой используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности
26 Вопросы для самопроверки Какова структура научного знания? Отметьте сходство и различие эмпирического и теоретического уровней научного знания? Охарактеризуйте теоретические методы познания. Какое знание относится к вненаучному? Какая идея заключена в философии неотомизма? Раскройте суть позитивизма во всех его разновидностях: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм В чем сущность критического рационализма К. Поппера? Как трактует Т. Кун понятие «научная революция»? Раскройте суть концепции исторической динамики научного знания Дайте понятие научной картины мира и назовите ее исторические типы и функции
27 Рекомендуемая литература Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», с. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», – 496 с. Кун Т. Структура научных революций. – М., Философия и методология науки. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
28 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.