Менеджмент и маркетинг в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна
План лекции 3 1 Понятие организации 2 Виды организаций 3 Типы организационных структур Понятия, признаки, общие характеристики организации, построение организаций
Ключевые понятия 3 организация формальная организация неформальная организация разделение труда организационная структура
Организация 4 группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей
Классификация организаций 5 По отношению к прибыли: коммерческие; некоммерческие По размерам: крупные средние малые формальные; неформальные По формам собственности: частные; государственные; муниципальные
Организации ФормальныеНеформальные - это система сознательно координируемых действий двух или более человек для достижения общей цели или целей. Они имеют соответствующие атрибуты признания органом хозяйственного, государственного или общественного устройства, в сфере компетенции которого они действуют. возникают либо спонтанно, на почве появляющихся неформальных руководителей, либо когда формальный руководитель делегирует какую- либо из функций одному из своих подчиненных, не являющему формальным руководителем. Они не имеют атрибутов признания органом хозяйственного, государственного или общественного устройства.
Характеристики организаций 7 Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Зависимость от внешней среды Разделение труда: горизонтальное – разделение работы на составные части вертикальное – деятельность по координированию работы других людей Необходимость управления
Организационная структура управления - представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления. Элементы – это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации. Звенья включают в себя несколько элементов.
Проектирование организации это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных, таких как: 1 Разделение труда и специализация 2 Департаментализация 3 Коммуникации и координация 4 Масштаб управляемости и контроля 5 Распределение прав и ответственности 6 Централизация и децентрализация 7 Дифференциация и интеграция
Линейная организационная структура - формируется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции Директор Руководитель подчиненные Руководитель подчиненные Руководитель подчиненные
Линейно-функциональная структура - сыграла очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной, развитию технически сложных производств ЛР – линейный руководитель ФР - функциональный руководитель Директор ЛР1 подчиненные ФР1 подчиненные ФР2 подчиненные ЛР2 подчиненные
Дивизиональная организационная структура вырастает из департаментализации (группировки схожих работ) по конечному результату. Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СПБ) имеют значительную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лиц. Директор ФинансыКадрыМаркетингЗавод АЗавод Б
Линейно-штабная структура - представляет собой линейно- функциональную структуру, дополненную штабным органом Создается в следующих случаях: ликвидация последствий или предотвращение чрезвычайных ситуаций; освоение новой продукции; решение внезапных неординарных задач. Директор подразделение ШТАБ
Матричная структура - образуется из линейно-функциональной, которая дополняется структурами программного управления РПр – руководитель программы Р –функциональный или линейный руководитель РП – руководитель проекта РПр РП
Организационная структура предприятия должна отвечать следующим принципам отражать цели и задачи организации; соответствовать функциональному разделению задач и объему полномочий сотрудников; соблюдение оптимальности числа звеньев в системе управления (масштаб управляемости); соответствие социально-культурной среде (как внутренней, так и внешней).
Вопросы для самопроверки 16 1 Что такое организация? 2 Укажите отличие между формальной и неформальной организацией. 3 Что такое ресурсы и почему организация не может без них обойтись? 4 Для чего менеджеру необходимо систематическое изменение внутреннего строения организации? 5 Как связаны общий объем работы организации и ее горизонтальная структура? 6 Какие преимущества дает горизонтальное разделение труда? 7 Почему в организации не обойтись без вертикального разделения труда?
Рекомендуемая литература 17 1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. М.: Высшая шк., с. 2. Цыпкин Юрий Анатольевич.Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Ю.А.Цыпкин, Н.Д. Эриашрили, А.Н.Люкшинов; Под ред. Ю.А. Цыпкин. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, – 439с. 3. Тебекин, Алексей Васильевич. Менеджмент организации: учебник для студ. вузов. / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, с. - Библиогр. : с Басовский, Леонид Ефимович.Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов. / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, с.
18 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.