Международный туризм Специальности Социально-культурный сервис и туризм и Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства Институт сервиса, моды и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Преподаватель: доцент, канд.биол. наук Говорова Ольга Константиновна
Цель и задачи учебного курса 2 Цель курса - получение комплексного представления о функционировании международной туристской индустрии в современных условиях. Задачи учебного курса: - изучение международного туризма как системы статистических понятий и определений; - выявление процессов и факторов, оказывающих воздействие на развитие международного туризма; - изучение международного опыта по регулированию туристской деятельности, продвижению турпродукта, обеспечению безопасности туристских путешествий и сотрудничеству в сфере туризма; - выявление состояния и перспектив развития международ- ного туризма в Российской Федерации и Приморском крае.
Совокупность компетенций, приобретаемых при изучении курса 3 В процессе изучения курса студент должен приобрести компетенции: способность владеть методами статистического учета в международном туризме; готовность анализировать структуру и интенсивность туристских потоков в мире, стране и регионе; умение оценивать степень развития туризма в стране или регионе и определять факторы, влияющие на это развитие;
Совокупность компетенций, приобретаемых при изучении курса 4 способность владеть основными документами, регулирующими международную туристскую деятельность и разрабатывать меры по безопасности туристских поездок; умение характеризовать состояние развития туризма в России и Приморском крае и использовать в практической деятельности текущие и долгосрочные прогнозы развития международного туризма.
Содержание курса 5 1. Основные понятия международного туризма как системы 2. Факторы, влияющие на развитие международного туризма 3. Методология статистики международного туризма 4. Динамика развития международного туризма 5. Современные тенденции развития туризма в регионах мира 6. Туризм как социально-экономическое явление современного мира 7. Культурная и экологическая роль туризма в обществе 8. Процесс глобализации в международном туризме
Содержание курса 6 9. Роль государства в развитии индустрии туризма 10. Маркетинг в международном туризме 11. Международное сотрудничество в области туризма 12. Международная туристская безопасность 13. Основные правила и формальности международных путешествий 14. Место России на международном туристском рынке 15. Состояние и перспективы развития въездного и выездного туризма в Приморском крае 16. Перспективы развития международного туризма
Список рекомендуемой литературы 7 Основная литература: 1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю.Александрова. - М.: Аспект Пресс, с. 2. Экономика и организация туризма. Международный туризм: учеб. пособие / Авторы: Е.Л.Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: КНОРУС, с. 3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учеб. пособие / Е.В.Вавилова. - М.: Гардарики, с.
Список рекомендуемой литературы 8 Дополнительная литература: 1. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли / М.Б.Биржаков, О.Н.Викулова, А.И.Дворянинов и др. - СПб.: Издательский дом Герда, с. 2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития: Учеб. пособие / В.Ю.Воскресенский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 3. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учеб. пособие / А.Д. Каурова. - СПб: Издательский дом Герда, с. 4. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник / В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, с.
Список рекомендуемой литературы 9 Дополнительная литература: 5. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учеб. пособие / Е.А.Соболева. - М.: Финансы и статистика, с. 6. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие / А.Д Чудновский, М.А.Жукова, В.С. Сенин. - М.: КНОРУС, с. 7. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А.Жукова. - М.: КНОРУС, с. 8. Щербакова С.А. Международный туризм: Экономика и география: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, с.
Тема 1 Основные понятия международного туризма как системы Международный туризм Специальности Социально-культурный сервис и туризм и Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства Институт сервиса, моды и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Преподаватель: доцент, канд.биол. наук Говорова Ольга Константиновна
План лекции 11 1.Системный подход к определению туризма. 2.Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности. 3.Субъекты международного туризма: посетитель, турист, экскурсант. 4.Классификация туризма.
Учебный материал Системный подход к определению туризма 12 Туризм как система Уезжающие туристы Возвращающиеся туристы Регион, порождающий туристов Туристская дестинация Транзитный регион
Учебный материал Системный подход к определению туризма 13 Структура объекта туризма Система туризма в регионе Институциональные (государ- ственные) факторы Аттракторы Факторы мирового значения Природные факторы Туристы с личностно- мотивационными характеристиками Субъект туризма Факторы внешней среды Региональная среда Инфраструктура туризма
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности 14 Туристская дестинация – территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д., и являющаяся целью его путешествия.
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности 15 Крупные (столицы различных стран мира, крупные и средние города) Средние и мелкие (малые города, города-курорты и т.д.) Специализированные (созданные специально для туристских целей) Виды туристских дестинаций
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности 16 Характерные черты дестинаций: ценность с точки зрения туристов; неразделимость с туристским продуктом; использование объектов туристских дестинаций не только туристами, но и местным населением; дополнение различных элементов дестинаций друг другом.
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности 17 Увеличение количества вновь приезжающих туристов Инвестирование в индустрию гостеприимства Увеличение количества туристов в связи с продвижением дестинации на туристском рынке Дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма Создание новых рабочих мест. Видоизменения в архитектуре, окружающей среде, культуре. Появление новых жителей Потеря привлекательности и "новизны" дестинации (сокращение количества туристов) Свободные номера в гостиницах Туризм по сниженным ценам, скидки Создание нового плана развития туризма Цикл развития дестинации
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности Модель жизненного цикла туристской дестинации по Р.В.Батлеру Число туристов Время Предельный уровень пропускной способности
Учебный материал Туристская дестинация: типология, этапы эволюции и оценка привлекательности 19 Оценка привлекательности туристской дестинации
Учебный материал 20 Специфические особенности туризма крупного города Высокая степень дифферен- циации туризма Жесткая конкуренция и сложность во взаимодействии участников туристского рынка Специфика туристского продукта Возможность предложения дифференцированных туристских услуг Низкая степень сезонности Краткосрочный характер туров в крупный город Разнообразие потребителей туристкой услуги Высокая значимость общественных факторов Сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры Внешние эффекты турпродукта Отличительные особенности туризма в туристской дестинации крупный город
Учебный материал Субъекты международного туризма: посетитель, турист, экскурсант 21 Посетитель – любое лицо, путешествующее в какое- либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
Учебный материал Классификация путешествующих лиц 22 Путешественники Не включены в туристскую статистику Включены в туристскую статистику Иммигранты Дипломаты Представи- тели консульств Беженцы, кочевники Посетители ТуристыЭкскурсанты Непостоян- ные жители Граждане иностранных государств Круизные пассажиры Однодневные посетители Члены экипажей иностранных воздуш- ных и морских судов Члены экипажей иностранных воздуш- ных и морских судов Военный персонал Транзитные пассажиры Работники границы
Учебный материал Классификация туризма 23 Типы и категории туризма Внутрен- ний туризм туризм в пределах страны националь- ный туризм международный туризм Въездной туризм Выездной туризм
Учебный материал Классификация туризма 24 Классификация видов туризма по источникам финансирования ТуризмТуризм по возрастному составу участников коммерческий социальный молодежный лиц среднего возраста лиц "третьего" возраста краткосрочный среднесрочный долгосрочный детский по продолжитель- ности путешествия
Учебный материал Классификация туризма 25 Классификация видов туризма по способу организации ТуризмТуризм по используемым транспортным средствам организованный неорганизованный водный автобусный авиационный постоянный сезонный железнодорожный по интенсивности туристских потоков
Рекомендуемая литература Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, с. 2. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учеб. пособие / Е.В.Вавилова. - М.: Гардарики, с. 3. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М.Сергеева и др. - Минск: Новое знание, с. 4. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник / В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, с. 5. Экономика и организация туризма. Международный туризм: учеб. пособие / Авторы: Е.Л.Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: КНОРУС, с.
27 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.