Товарная политика на промышленном рынке Промышленный маркетинг Специальность 0811165 «Маркетинг» ИМБЭ, кафедра Маркетинга и коммерции Преподаватель: Марченко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безруков И.С.1 Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., д.э.н.,профессор кафедры.
Advertisements

ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Потребительская концепция маркетинга. Потребительская концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является изучение спроса.
Презентацию выполнила студентка II курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Самикаева О.М.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Министерство образования Республики Беларусь Государственный институт управления и социальных технологий БГУ Кафедра «Маркетинг» КОНКУРСНАЯ РАБОТА Тема.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Тема 4. Конкуренция в маркетинге Понятие и содержание конкуренции Виды маркетинговой конкуренции Стратегии рыночных конкурентов Показатели конкурентоспособности.
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Логические каналы закупок – особенности, параметры оценки и их роль в оценке эффективности закупочной деятельности.
Безруков И.С. 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Международный маркетинг Международный маркетинг Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков.
Транксрипт:

Товарная политика на промышленном рынке Промышленный маркетинг Специальность «Маркетинг» ИМБЭ, кафедра Маркетинга и коммерции Преподаватель: Марченко Ольга Геннадьевна

Содержание лекции: Товарная политика и товарный ассортимент. Факторы, определяющие ассортимент продукции на рынках В2В. Этапы планирования товарного ассортимента. Особенности брендинга на промышленном рынке. 2

Ключевые понятия Товарная политика - принятие скоординированных решений по ассортименту, торговым маркам, упаковке, маркировке и гарантиям. Товарный ассортимент – совокупность всех товарных линий и товарных единиц, которые предлагает компания. Ассортиментная группа - группа товаров, схожих между собой по назначению, способу продажи, цене, целевому рынку и т.д. Товарная единица - отдельный товар в товарной линии: модель, вариант и т.д. 3

Ключевые понятия Показатели товарного ассортимента – количественно выраженные свойства ассортимента, измерению подлежат количество видов и наименований товаров. Производственный ассортимент – перечень товаров, выпускаемых предприятием изготовителем. Торговый ассортимент – перечень товаров, реализуемых торговым предприятием. 4

Товарная политика и товарный ассортимент Продукт - ключевой элемент маркетинга - микс. Продукт должен соответствовать определенной потребности, он востребован, поскольку выполняет определенную функцию. Если необходимость в выполнении функции исчезает либо она видоизменяется, продукт должен адаптироваться к этому изменению, либо исчезнуть. Анализ соотношения «продукт-рынок» (Матрица БКГ) 5

Товарная политика и товарный ассортимент Товарный ассортимент Показатели товарного ассортимента: ширина – количество ассортиментных групп, глубина - количество позиций в ассортиментной группе насыщенность - общее количество позиций в ассортименте сопоставимость – степень общности ассортиментных групп относительно использования, потребителей, интервала цен и каналов распределения. 6 Производственный Торговый

Товарная политика и товарный ассортимент Методы анализа ассортимента : АВС – анализ классический. В соответствии с АВС – анализом все объекты разделяют на три группы по вкладу в общий объем продаж и по вкладу в прибыль. АВС – анализ, совмещенный с XYZ. Предполагает распределение товаров по девяти совмещенным группам в зависимости от привлекательности (АВС) и устойчивости тенденции оборачиваемости (XYZ), т.е. стабильности продаж. 7

Товарная политика и товарный ассортимент Основная задача товарной политики – формирование и поддержание ассортимента, отвечающего желаниям потребителя и учитывающего цели производителя. Продуманная товарная политика позволяет: своевременно обновлять ассортимент, ориентирует работу исследовательских отделов и др. подразделений на наиболее перспективные направления, служит своего рода гарантией того, что выгодные рыночные возможности не будут упущены. 8

Товарная политика и товарный ассортимент Основные вопросы товарной политики: 1) Решение о составе ассортимента: какие именно товары должны войти в состав ассортимента, какие позиции и модификации должна включать каждая серия; уровень качества: комплекс эксплуатационных характеристик, конструктивных особенностей товара, гарантии. 9

Основные вопросы товарной политики: 2) С оотношение между выпуском товаров по спецзаказам и серийным производством. 3) Виды и степень техобслуживания в пред- и послепродажный период. 4) Объем и время производства товаров каждой серии. 5) Порядок снятия с производства отдельных позиций или целых серий. 6) Порядок включения в ассортимент новых позиций. 10 Товарная политика и товарный ассортимент

Внешние факторы, воздействующие на ассортимент НИОКР - основная движущая сила, под воздействием которой происходит расширение и диверсификация ассортимента. Разработка / совершенствование товаров и процессов. Изменения в ассортименте конкурентов: конструктивные изменения конкурентных товаров; изменения в структуре / расширение ассортимента (преимущества в налаживании связей с оптовиками и снижение издержек сбыта). 11

Внешние факторы, воздействующие на ассортимент Изменение спроса на отдельные товары. Задача - максимально использовать любое повышение спроса и противостоять его падению. Причины колебаний спроса: изменение ассортимента самих клиентов, возникновение дефицита компонентов / материалов, повышение цен, изменения в технологии производства, колебания общего уровня деловой активности и т.д. Диверсификация ассортимента 12

Предпосылки, способствующие расширению ассортимента: 1) Промышленные покупатели предпочитают закупать ряд товаров у одного поставщика: экономия времени в процессе закупки, сотрудничество с единым центром техобслуживания, снижение транспортных расходов, возможность снижения цен ы за закупку большей партии / ассортимента товаров и т.д. 2) Торговые представители могут успешно продавать ряд позиций (если не требуется глубоких спец. знаний): более полно используется сбытовая сеть. 13

Предпосылки, способствующие расширению ассортимента: 3) Реализация ряда позиций способствует сокращению издержек сбыта: стоимость поддержания контакта с клиентурой распределяется между всеми позициями; повышается вероятность совершения продаж; сокращаются издержки по продвижению и т.д. 4) Специальные модификации становятся основой для разработки новых товаров: некоторые модификации становятся востребованными на рынке и пополняют ассортимент поставщика. 14

Предпосылки, способствующие расширению ассортимента: 5) Широкий ассортимент привлекателен для оптовиков: поставщик широкого ассортимента востребованных товаров получает большее влияние на оптовиков в вопросах общей организации и методов сбыта, комплектования товарных запасов. 6) Появляется возможность более полно задействовать внутренние ресурсы: загрузка производственных мощностей, использовании возможностей службы сбыта / отдела НИОКР / кадров, размещение свободных средств. 15

Предпосылки, способствующие расширению ассортимента: 7) Использование побочных продуктов производства: производственный процесс неизбежно порождает разного рода побочные продукты, целесообразно стремиться к получению от них максимальной отдачи, иначе они становятся отходами. 16

Этапы планирования товарного ассортимента 17 1)Оценка текущего ассортимента и возможностей компании. Цель – выяснить состояние ассортимента и оптимизировать его структуру, оценить степень использования внутренних ресурсов, 2) Организация товарного планирования и создание новых товаров. Цель – своевременное пополнение ассортимента новыми перспективными товарами. 3) Снятие с производства устаревших / неудачных товаров. Такие товары, не принося должной отдачи, отвлекают на себя ресурсы, требуют затрат времени и усилий со стороны руководства.

Планирование ассортимента: 1 этап. Оценка текущего ассортимента Ш аг 1. Ревизия товарного ассортимента: анализ показателей сбыта и прибыли за несколько лет в разбивке по товарным группам и отдельным товарам; сбыт и норма прибыли товаров в разбивке по отраслевым рынкам; расчет доли рынка отдельных товаров; сферы использования отдельных товаров; отношение клиентов к различным товарам; оценка конкурентоспособности отдельных товаров. 18 Степень детализации ревизии зависит от характера ассортимента. Отдельно изучается каждая серия товаров, ведущие товары в каждой серии.

Шаг 2. Анализ использования производственных мощностей, технологии, материальных ресурсов. Носит ретроспективный характер, проводится на основании следующих данных: состояние оборудования, используемого при производстве; коэффициент использования оборудования; показатели себестоимости и нормы прибыли; ноу-хау и производственный опыт; оперативность и гибкость производственного процесса и т.д. 19 Планирование ассортимента: 1 этап. Оценка текущего ассортимента

20 Шаг 3. Оценка эффективности НИОКР: размах и ориентация деятельности; изменения в течение последних лет; конкретные достижения; специфические области знаний. Шаг 4. Анализ системы технического обслуживания: комплексность технического обслуживания; доступность для потребителей; организация системы техобслуживания; отношение потребителей (удовлетворенность). Планирование ассортимента: 1 этап. Оценка текущего ассортимента

21 Шаг 5. Анализ организации / работы службы сбыта: принципы работы персонала по сбыту; распределение товарных групп, рынков в системе сбыта; гибкость системы (способность воспринимать новые товары без принципиальной перестройки); качественные и количественные показатели работы; компетентность и деловая репутация. Шаг 6. Анализ кадровых ресурсов: уровень квалификации и компетентности; продвижение по служебной лестнице и т.д. Планирование ассортимента: 1 этап. Оценка текущего ассортимента

22 Шаг 7. Анализ финансовых ресурсов: объем средств, которые могут быть вложены в создание новинок; готовность руководства к таким затратам. Для более полного представления учитывают сведения о колебании общей деловой активности и коньюктуры рынка в исследуемом периоде, проводят сравнения собственных показателей с соответствующими данными по конкурентам. Планирование ассортимента: 1 этап. Оценка текущего ассортимента !

23 Задачи: принятие решений об изменении конструкции выпускаемых товаров, о пополнении ассортимента новыми изделиями; непрерывный контроль за изменением внешних факторов (спроса, предложения конкурентов, технологии и т. д.); проведение технических исследований товаров и процессов; поиск идей новых товаров; координация усилий и оперативность на протяжении всего процесса разработки нового товара. Планирование ассортимента: 2 этап. Организация товарного планирования

Оценка и отбор идей Разработка потребительских свойств (замысла) Разработка потребительских свойств (замысла) Разработка маркетинговой стратегии Создание товара Пробные производство и сбыт Серийное производство Поиск идеи Если продукт создается по заказу, на разных этапах могут привлекаться функциональные подразделения заказчика (научно-тех. сотрудничество) Если продукт создается по заказу, на разных этапах могут привлекаться функциональные подразделения заказчика (научно-тех. сотрудничество) Планирование ассортимента: 2 этап. Процесс создания нового товара

25 Ш аг 1. Отбор кандидатов для снятия с производства: сокращение объемов сбыта; снижение нормы прибыли; уменьшение доли рынка; появление более совершенного товара-заменителя; рост издержек производства; необходимость постоянного контроля для обеспечения безубыточности. Ни один из этих фактов не может служить причиной прекращения производства, но свидетельствует о необходимости изучения ситуации. Планирование ассортимента: 3 этап. Прекращение производства товаров

26 Шаг 2. Сбор и анализ информации для принятия решения. Задача - вскрытие причин неблагополучия товара, поиск путей исправления ситуации и восстановления продаж. Что будет с оборудованием; как высвободить оборотный капитал; каковы общие потери от снятия; есть ли план более эффективного использования освобождающихся ресурсов; как повлияет снятие товара с производства на общее состояние сбыта? Планирование ассортимента: 3 этап. Прекращение производства товаров ?

27 Шаг 3. Порядок снятия товара с производства. Задачи: выбор оптимального времени для снятия (без перебоев в деятельности компании, ее сбытовой сети и клиентов); заблаговременное извещение клиентов о снятии товара с производства: это может затруднить реализацию запасов на местах, клиенты должны иметь возможность изыскать иные способы удовлетворения своей потребности; если речь идет об оборудовании, следует продумать снабжение запчастями. Планирование ассортимента: 3 этап. Прекращение производства товаров

Особенности брендинга на рынке В2В Цель брендинга на любом рынке - формирование лояльности к торговой марке, к фирме. Природа лояльности потребителя к торговой марке на потребительском и В2В рынках различна. Основные черты промышленного брендинга: Взаимный выбор. Нацеленность на долгосрочные отношения. Доверие. Значимость индивидуальности. 28

29 Честность Последовательность Компетентность Точное выполнение условий договора Точное выполнение условий договора Отсутствие попыток мошенничества, ведения в заблуждение Отсутствие попыток мошенничества, ведения в заблуждение Справедливое ведение дел Справедливое ведение дел Качество соответствует заявленному Качество соответствует заявленному Техническая способность Доверие к торговой марке Доверие к торговой марке Умение выполнять обещания Умение выполнять обещания Верность данному рынку Верность данному рынку «Резонанс» ценностей Забота Стратегия маркетинга Стратегия маркетинга Ресурсы Компетентные кадры Ценности в обмен на деньги Ценности в обмен на деньги Социальная ответственность Деловая этика Защита экологии Элементы доверия к торговой марке

Особенности брендинга на рынке В2В Элементы лояльности к торговой марке: 30 Компетентность – уверенность в том, что компания располагает знаниями, квалификацией и ресурсами, необходимыми для ведения бизнеса в данной сфере. Честность – уверенность, что компания осуществляет «справедливые» транзакции с потребителями: не занимается мошенничеством, не вводит в заблуждение, готова соблюдать условия договора,. Последовательность – уверенность, что компания имеет цели и необходимые ресурсы для того, чтобы оставаться в сфере деятельности продолжительное время. Верность рынкам (географическим и отраслевым).

Особенности брендинга на рынке В2В Элементы лояльности к торговой марке: 31 Заинтересованность и забота – наличие у компании заинтересованности в качестве предоставляемых продуктов и услуг; заботу о том, чтобы потребители за свои деньги получали соответствующие ценности. Резонанс ценностей – потребители более привержены тем компаниям, с которыми у них общие взгляды на основные социальные вопросы (защиты окружающей среды, корпоративной этики, социальной ответственности и т.д.) Необходимо вызвать у потребителя доверие по всем перечисленным критериям, и дать им объективные подтверждения (количественные определения). !

Вопросы для самоконтроля: Раскройте сущность управления товарным ассортиментом. Расскажите об особенностях товарной политики на рынке В2В. Каковы основные аспекты формирования товарной политики предприятия? Назовите внешние факторы, лежащие в основе изменения ассортимента. Каковы предпосылки, способствующие расширению товарного ассортимента предприятия? Раскройте содержание этапов планирования ассортимента. Каковы особенности разработки новинок на рынках В2В? Что подразумевается под лояльностью потребителя к торговой марке на рынке В2В? Каковы основные элементы доверия к промышленному бренду? Укажите основные черты промышленного брендинга. 32

Рекомендуемая литература Зозулев А.В. Промышленный маркетинг: учебное пособие для вузов. / А. В. Зозулев. - Харьков : Студцентр, 2005 – 320 с. Уэбстер, Фредерик (младший). Основы промышленного маркетинга / Ф. Уэбстер (младший); пер. с англ. В. Г. Быстрова, М. В. Ткаченко. - М. : Гребенников, 2005 – 670 с. Багиев Г.Л., Юлдашева О.Ю. Промышленный маркетинг: Учебное пособие. – СПб.: изд-во СПбУЭФ, – 340 с. Котлер Филип Маркетинг менеджмент: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. А.К. Николаева. – СПб.: Питер, – 705 с. 33

Спасибо за внимание! Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 34