ГРУППА 3А03 КИЯМЕТДИНОВА Н. СТЕПАНОВА М. ДЫРИНА Ж. ТОНЕЕВА Н. МУМИНОВА К. Материализм греческих философов
Материализм - исходит из того, что: мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания; материя первична - никем не сотворена - существует вечно; сознание и мышление - это свойство материи; мир, его закономерности познаваемы.
В обыденном мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.
Материализм греков под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные.
Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального.
Фалес из Милета – жил приблизительно в 640– 562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса в области астрономии, геометрии, арифметики имели определенное влияние на развитие его философского мышления.
Учения Фалеса Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. Земля возникла из воды, она плоская и плавает на поверхности воды.
Анаксимандр (611– 546 гг. до нашей эры). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Анаксимандр ставил вопрос о начале мира.
Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».
Анаксимен (585–524 гг. до нашей эры). Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия.
Гераклит (ок.530–470 до н.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства. В качестве основного признака выделил свойство – изменчивость.
Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом Огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем»
Спасибо за внимание!