Выполнили: студенты гр. 8Б7И Нгуен Ван Нган, Ле Тху Куинь Проверил: проф. Каф. П.М Берестнева О.Г
Классификация методов извлечения знаний классификация людей по психологическим характеристикам Классификация предметных облестей
Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний экспертом текстологические включают методы извлечения знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (стетей, монографий, учебников).
Коммуникативные методы можно разделить на две группы: Активные Пассивные
Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в процедуре извлечения как бы передается эксперту, а инженер по знаниям только протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по принятию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции
Пассивные методы на первый взгляд достаточно просты, но на самом деле требуют от инженера по знаниям умения четко анализировать поток сознания эксперта и выявлять в нем значимые фрагменты знаний
В активных методах, напротив, инициатива полностью в руках инженера по знаниям, который активно контактирует с экспертом различными способами в играх, диалогах, беседах за круглым столом и т. д
Активные методы можно разделить на две группы в зависимости от числа экспертов, отдающих свои знания
групповые методы обычно активизируют мышление участников дискуссий и позволяют выявлять весьма нетривиальные аспекты их знаний индивидуальные методы на сегодняшний день остаются ведущими, поскольку столь деликатная процедура, как «отъем знаний», не терпит лишних свидетелей
Игра это особая форма деятельности и творчества, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности Игровые методы сейчас широко используются в социологии, экономике, менеджменте, педагогике для подготовки руководителей, учителей, врачей и других специалистов
Одна из возможных классификаций людей по психологическим характеристикам [Обозов, 1986] делит всех на три типа: мыслитель (познавательный тип) собеседник (эмоционально-коммуникативный тип); практик (практический тип)
Мыслители ориентированы на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения и обладают такими характеристиками когнитивного стиля, как поле независимость и рефлексивность
Собеседники это общительные, открытые люди, готовые к сотрудничеству
Практики предпочитают действие разговорам, хорошо реализуют замыслы других, направлены на результативность работы.
Для характеристики предметных областей можно предложить следующую клас сификацию: хорошо документированные средне документированные слабо документированные
Эта классификация связана с соотношением двух видов знаний Z, и Z 2, где Zj это экспертное «личное» знание, a Z 2 материализованное в книгах «общее» знание в данной конкретной области. Если представить знания Z no предметной области как объединение Z (И Z 2, то есть Z no = Z 1E Z 2
хорошо структурированными с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией средне структурированными с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями; слабо структурированными с размытыми определениями, богатой эмпирикой, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».
Введенные в данном параграфе классификации методов и предметных областей помогут инженеру по знаниям, четко определив свою предметную область, соотнести ее с предложенными типами и наметить подходящий метод или группу методов извлечения знаний