Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 1 3 ЛЕКЦИИ 3 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ ( СЕМИНАРЫ ) ЭКЗАМЕН.
Advertisements

Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
ТЕМА : Теория и методология истории План: Происхождение и развитие исторического знания Современные проблемы исторической науки, ее роль в жизни общества.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Раздел 1 Предмет и метод истории экономики и экономических учений 1. Происхождение и становление экономической истории как науки. 2. Предмет экономической.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Карл Маркс
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
Основные исторические этапы становления и развития экономической науки.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Транксрипт:

Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как специальная дисциплина 2. Методология истории как специальная дисциплина 3. Роль истории в жизни общества 3. Роль истории в жизни общества 4. Теория формаций (исторический материализм) 4. Теория формаций (исторический материализм) 5. Теории цивилизаций 5. Теории цивилизаций

Геродот – отец истории Жил в Античной Греции, в VI веке до нашей эры. Понимал под «историей» весь свод знаний о природе. Считал историком человека, который расспрашивает путешественников, «распознает» мир.

Клио – муза истории В древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительствующих искусствам. Изображалась с грифелем и папирусным свитком в руках.

История - искусство В древнегреческих комедиях и трагедиях театре рассказы о давно минувших днях, покровительствуемые музой Клио, были главным сюжетом. В древнегреческих комедиях и трагедиях театре рассказы о давно минувших днях, покровительствуемые музой Клио, были главным сюжетом.

Аристотель Жил в Афинах, в IV веке до нашей эры. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского. Жил в Афинах, в IV веке до нашей эры. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского. Предпринял первую классификацию научных знаний. Предпринял первую классификацию научных знаний. Отделил историю от поэзии и театра Отделил историю от поэзии и театра

Эпоха Просвещения XVIII век В эту эпоху складывается понимание истории, близкое современному: В эту эпоху складывается понимание истории, близкое современному: - История как само прошлое человечества - История как само прошлое человечества - и История, как рассказ об этом прошлом. - и История, как рассказ об этом прошлом. МОГУТ ЛИ ЭТИ ДВА ТОЛКОВАНИЯ СОВПАДАТЬ? МОГУТ ЛИ ЭТИ ДВА ТОЛКОВАНИЯ СОВПАДАТЬ?

Методология истории Изучает природу, принципы и методы исторического познания Изучает природу, принципы и методы исторического познания Различает ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – способы истолкования материала, принятые в науке подходы к изучению истории Различает ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – способы истолкования материала, принятые в науке подходы к изучению истории и МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - метод документальной критики, статистический и др. и МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - метод документальной критики, статистический и др.

КАТЕГОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Это наиболее общие понятия, употребляемые в науке, такие как: - - Историческая закономерность (причинно- следственная цепь, сложившаяся объективно) - - Историческая необходимость (ведущая тенденция развития) - - Историческая случайность (индивидуальные, уникальные причины событий)

Развитие исторической науки в ХХ веке Ключевую роль сыграло французское историческое движение, сложившееся вокруг журнала «Анналы социальной и экономической истории» в х годах. Родоначальники – Люсьен Февр, Марк Блок, Фернан Бродель

Основные черты истории в ХХ веке: Целью исторического исследования является человек, а не глобальные философские концепции Целью исторического исследования является человек, а не глобальные философские концепции Расширяется предмет истории: историки исследуют любые фрагменты прошлого, что связано с человеком. Происходит сближение с другими науками. Расширяется предмет истории: историки исследуют любые фрагменты прошлого, что связано с человеком. Происходит сближение с другими науками. Завоеваны новые тематические области, такие, как история ментальностей, социальная и культурная история. Завоеваны новые тематические области, такие, как история ментальностей, социальная и культурная история.

ИСТОРИЯ ИГРАЕТ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ История, общее прошлое лежит в основе исторического сознания общества, выполняя четыре основные функции: История, общее прошлое лежит в основе исторического сознания общества, выполняя четыре основные функции: Научно-познавательная; Научно-познавательная; Прогнозирующая; Прогнозирующая; Функция социальной памяти; Функция социальной памяти; Воспитательная Воспитательная

Теория формаций Исторический материализм (марксизм) Исторический материализм (марксизм) Создал экономист и философ Карл Маркс Создал экономист и философ Карл Маркс ( ) ( ) На основе этого учения будут разработаны современная экономическая теория и все коммунистические идеологии На основе этого учения будут разработаны современная экономическая теория и все коммунистические идеологии

Ключевое понятие - формация Это определенный тип социально-экономической жизни общества, складывающийся на определенном этапе развития. Это определенный тип социально-экономической жизни общества, складывающийся на определенном этапе развития. Все формации базируются на собственном СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА и ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ. Все формации базируются на собственном СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА и ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ. Формации сменяют друг друга по мере развития социального и технического прогресса Формации сменяют друг друга по мере развития социального и технического прогресса

Прогрессивная смена общественно- экономических формаций Коммунизм Капитализм Феодализм Рабовладельческое общество Первобытно-общинный строй

Согласно Марксу, общество строится на отношениях эксплуатации человека человеком Основа эксплуатации – ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ (остаток материальных благ, остающийся после потребления) Основа эксплуатации – ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ (остаток материальных благ, остающийся после потребления) Цель общественного развития – создать общество, где не будет отношений эксплуатации. Цель общественного развития – создать общество, где не будет отношений эксплуатации.

Экономические классы формаций Нет отношений эксплуатации Капиталисты / рабочие Феодалы / зависимые крестьяне Рабовладельцы / рабы Нет отношений эксплуатации

Теории цивилизаций ЦИВИЛИЗАЦИЯ – локальный, замкнутый тип культурного развития, обладающий уникальными характеристиками экономики, политики, религии, искусства и т.д. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – локальный, замкнутый тип культурного развития, обладающий уникальными характеристиками экономики, политики, религии, искусства и т.д. Группируется на базе определенного региона или страны (цивилизации Китая, Индии, античного Рима, Европы, России и т.д.) Группируется на базе определенного региона или страны (цивилизации Китая, Индии, античного Рима, Европы, России и т.д.)

Культурные регионы Евразии (XVI-XVII вв.)

Н.Я. Данилевский – родоначальник цивилизационного подхода Русский ученый, годы жизни Создал теорию «культурно- исторических типов», т.е. цивилизаций, развивающимся подобно организмы «Панславист», верил в особую мировую миссию России

Освальд Шпенглер ( ) Немецкий мыслитель. Написал книгу «Закат Европы», ставшую бестселлером. В ней он развил теорию мировой культуры как «множества замкнутых организмов».

Арнольд Джозеф Тойнби ( ) Английский историк и социолог Развил учение о локальных цивилизациях Предложил теорию Вызова-и-Ответа, чтобы объяснить их зарождение.

Лев Николаевич Гумилев ( ) Русский историк и этнолог, сын поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева 14 лет провел в сталинских лагерях Создал теорию пассионарности, написал на ее основе свою версию происхождения этносов