Лекция 2 Экономическая программа Э. Деминга
Доктор Деминг внес огромный вклад в изменение сознания руководителей. Он учил их таким принципам и методам производства товаров и услуг, которые позволили бы качественно изменить стратегию поведения фирм: вместо топтания на месте…, вести захватывающую гонку в поиске наилучших и экономичных путей удовлетворения его Величества Потребителя, и на этой основе достижения процветания всего общества. Ю.Т. Рубаник «Стандарты и Качество» Цель: повысить качество труда во всех подразделениях предприятия Постоянное повышение качества
Экономическая программа Деминга « Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью». Эдвардс Деминг Э. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда. В программу менеджмента качества, как она сформулирована Э.Демингом, входят следующие разделы : –«14 пунктов» –«Трудности и фальстарты» –«Цепная реакция» –«Принцип постоянного улучшения»
отсутствие постоянства целей; погоня за сиюминутной выгодой; системы аттестации и ранжирования персонала; бессмысленная ротация кадров управляющих; использование только количественных критериев для оценки деятельности компании. Смертельные болезни и препятствия: Смертельные болезни:
Препятствия «Надежды на пудинг быстрого приготовления» Приезжайте, проведите с нами день и сделайте для нас то же, что вы сделали для Японии «Предположения, что разрешая текущие проблемы, вводя автоматизацию, приспособления и новые машины, мы преобразуем промышленность» Качество нельзя купить за деньги. «Любой, кто приходит нам помочь, должен понимать все в нашем деле» Почему? Люди, компетентные в данном деле, знают все, за исключением того, как его улучшить. Улучшение требует нового типа знаний. И работникам из компаний предстоит произвести эти улучшения путем сплавления нового знания с тем, которое они уже имеют.
Препятствия «Поиски примеров» Примеры не учат ничему, если они не рассматриваются с помощью теории. Многие люди просто ищут примеры для того, чтобы скопировать их. «Наши проблемы – другие» Может быть, но принципы, которые помогают решить их, универсальны. «Наши проблемы связаны исключительно с качеством труда рабочих» Приятное заблуждение. Это система мешает персоналу работать полноценно, сама же она находится в ведении руководителей и, управляющих. "Мы внедрили управление качеством" То, что важно для качества - это не методы, а знания. Методы и оборудование могут быть внедрены, знания и понимание - нет.
Руководители должны руководствоваться теорией глубинных знаний, учитывающей статистический характер всех процессов, а также способности людей, их поведенческие особенности особенности
Понимание вариабельности (изменчивости) Вариабельность является естественным свойством любого процесса Чтобы уменьшить вариабельность, необходимо понимать, что существуют два источника вариабельности в наблюдаемых результатах, на выходе любого процесса. Первый источник - общие причины вариабельности. Этот тип вариабельности всегда имеет место и обусловлен природой самого процесса. Примерами источников общих причин вариабельности могут служить конструкция изделия, применяемые в нем компоненты, качество исходных материалов. Второй источник - особые причины вариабельности. Примерами особых причин вариабельности могут служить нарушения установленных правил, технологических инструкций работниками и т.д. Подавляющее большинство всех источников вариабельности относится к общим причинам
Понимание систем Каждая система должна иметь цель, организация должна стремиться к оптимизации всей системы, а не одной какой-то её составляющей Система – сеть взаимосвязанных видов деятельности, действующих совместно для достижения целей организации
Важные следствия Эффективность работы, которую мы пытаемся измерить, практически полностью определяется системой, а не индивидуальностями. Если процесс не находится в состоянии статистической управляемости (т.е. присутствуют особые причины вариабельности), то невозможно оценить результат изменений, введенные менеджментом с целью улучшения. Вы получаете на выходе то, что образуется хаотически. Когда особые причины устранены и остаются только общие причины, тогда улучшения могут зависеть от управляющих воздействий. Поскольку в этом случае наблюдаемые вариации определяются тем, как и каким образом процессы и система были спроектированы и построены, то только управляющий персонал имеет полномочия для изменения системы и процессов. Если мы не отличаем один тип изменчивости от другого и действуем без понимания, мы не только не улучшим дело – мы, несомненно, сделаем положение еще худшим.
14 Принципов 1. Постоянство целей 2. Новая философия для нового экономического периода 3. Устранение зависимости от массового контроля 4. Отход от практики закупок по самой дешевой цене 5. Ориентация на процессы (улучшать каждый процесс для улучшения качества) 6. Введение в практику подготовку и переподготовку кадров 7. Учреждение лидерства 8. Создание корпоративной культуры 9. Системный подход в управлении организацией. Построение внутрипроизводственных отношений «клиент-поставщик» 10. Отказ от пустых лозунгов и призывов 11. Отказ от объективистских методов управления 12. Дать возможность людям гордиться своей работой 13. Создание общепроизводственной системы повышения квалификации персонала 14. Приверженность высшего руководства делу повышения качества
Принцип постоянного улучшения Согласно основной идеи этого раздела деятельность руководителя по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа («цикл Деминга»): наблюдение, сбор информации разработка мероприятий по улучшению качества внедрение анализ Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P - Plan планирование D - Do выполнение C - Check проверка А - Act введение норм