Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор, РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Национальное агентство развития квалификаций
2 Специфика условий Сокращение жизненного цикла квалификаций Повышение роли и ответственности объединений работодателей в формировании квалификаций (с участием науки и образования)
Нормативно-правовая база сотрудничества бизнеса и государства ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», 307-ФЗ от Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», 1015 от Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», 1663-р от Перечень поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. 3
4 Формирование национальной системы квалификаций Правовой аспект (законы, постановления, регламенты) Содержательный аспект (форматы, методики и собственно паспорта (описания) квалификаций) Организационный аспект (объединения работодателей, общественно – профес- сиональные объединения нового типа) Обратная связь (оценка и признание квкалификаций)
Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Национальная рамка квалификаций Профессиональные стандарты Каталоги национальных квалификаций Система сертификации квалификаций Классификатор образовательных программ перечни профессий и специальностей
Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, системно раскрывающий содержание трудовой деятельности работников и требования к их компетенциям для конкретной области профессиональной деятельности
Область применения профессиональных стандартов Решение широкого круга задач в области управления персоналом (рекрутинг, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, грейдирование, формирование мотивационных схем, разработка стандартов предприятий, отбор кадрового резерва и планирование карьеры, пр.) Оценка квалификации, сертификация работников и выпускников учреждений профобразования Формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования Проведение процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности
Основные пользователи профессиональных стандартов Отраслевые объединения работодателей ТОП- менеджмент предприятий HR- подразделения предприятий Работники Органы управления образованием Образовательные учреждения
9 Внешний цикл управления качеством трудовых ресурсов Экономика Виды эконом. и проф. деятельности Рамки квалификаций (Нац.+отрасл.) Профстандарты и квалификации Образовательные стандарты Образовательные программы рынок труда оценка уровня квалификации оценка уровня образования
Содержание профессионального стандарта общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД) требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций Описание трудовых функций по квалификационным уровням требования к компетенциям работников по каждой трудовой функции виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 1. Подготовительный этап Работодатель -Решение о начале разработки профессионального cтандарта -Направление уведомления в НАРК НАРК -Проверка наличия аналогичного профессионального стандарта в Общероссийском реестре профстандартов -Информирование заинтересованных организацций
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 2. Создание профессионального стандарта Работодатель -Разработка проекта профессионального cтандарта -Направление проекта профессионального стандарта в НАРК НАРК Консультационно- методическая помощь
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 3. Экспертиза профессионального стандарта Работодатель Предоставление дополнительной информации и документов (при необходимости) НАРК -Проведение экспертизы, Решение Комиссии НАРК по профстандартам *утвердить *направить на доработку *отклонить
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 4. Введение в действие профессионального стандарта Работодатель -Использование профессионального стандарта в практике - Анализ опыта использования профстандарта НАРК -Внесение в Общероссийский реестр профессиональных стандартов -Публикация и распространение -Продвижение профстандарта в систему образования
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 5. Актуализация профессионального стандарта Работодатель Уведомление НАРК об актуализации профессионального стандарта НАРК Экспертиза и утверждение актуализированной версии профессионального стандарта
Основные результаты деятельности в области развития Национальной системы квалификаций Развитие нормативно-правовой базы сотрудничества бизнеса и системы профессионального образования Создание Национальной рамки квалификаций РФ Формирование системы профессиональных стандартов на основе единых концептуальных подходов: разработаны формат, методика разработки, процедура утверждения стандартов; разработаны стандарты по 61 виду профессиональной деятельности; проводится обучение и консультирование разработчиков стандартов на постоянной основе; подготовлены рекомендации и проводится обучение преподавателей использованию профессиональных станартов при разработке образовательных программ 16
Основные задачи внедрения профстандартов Укрепление правового положения профстандартов Создание политики внедрения Подготовка экспертов в со стороны работодателей: (система образования: инструкция по применению) Подготовка экспертов со стороны системы образования (трудовые процессы в отрасли) Формирование системы оценки и сертификации квалификаций 17
Спасибо за внимание