Лектор Квеско Раиса Брониславовна, д.фс.н., доцент каф. философии 2011/2012 уч.г.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом
инновационный процесс 1.Последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта
инновационный процесс 2. По мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства
Инновационный процесс
1. Стадия исследования фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы прикладные исследования и экспериментальные модели экспериментальные разработки
2. Стадия производства Первичное освоение и подготовка специалистов Управление персоналом
3. Стадия потребления Поставка подготовленных работников на внутренний и внешний рынки
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит прибыль и реальную выгоду
Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:
1.Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития
2.Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций
Инновационный процесс 1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага
Инновационный процесс 2. Внедрение нового метода управления, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе использования уже известного метода
Инновационный процесс 3. Освоение нового рынка, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет
Инновационный процесс 4. Получение нового источника сотрудников, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать
Инновационный процесс 5. Проведение соответствующей реорганизации
Виды инновационного процесса - простой внутриорганизационный (натуральный); - простой межорганизационный (товарный); - расширенный
Простой внутриорганизационный Создание и использование новшества внутри одной и той же организации
Простой межорганизационный процесc: Новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке
Расширенный инновационный процесс: Создание новых производителей - диффузия инновации - способствует экономическому развитию общества, является стимулом для инициации нового инновационного процесса
Фазы инновационного процесса: 1.Фундаментальная наука Фундаментальные научные исследования – экспериментальная и техническая деятельность. Фундаментальная наука осуществляется в академических институтах, вузах, отраслевых институтах
Фазы инновационного процесса 2.Прикладная наука Прикладное теоретическое и экспериментальное исследование – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных народнохозяйственных задач
Фазы инновационного процесса 3.Разработка (проектирование) Подготовка стандартов, планов, программ подготовки и перподготовки кадров
Фазы инновационного процесса 4.Производство Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит конструкторскую, технологическую, материально- техническую, организационную подготовку
Фазы инновационного процесса 4.Производство Конструкторская подготовка - проектирование специального оборудования, методического обеспечения, методов. Технологическая подготовка - разработка технологий
Фазы инновационного процесса Материально-техническая подготовка - материально- техническое и методическое обеспечение
Фазы инновационного процесса Организационная подготовка – разработка системы планов; реструктуризация существующих подразделений; разработка структуры новых подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда
Фазы инновационного процесса 7.Маркетинг - перед фазой «Разработка» как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации; - в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление» – с целью организации продвижения
Схема инновационного процесса Д СП П Т Д 1 > Д, где Д – деньги (капитал); СП – средства производства, труд, интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных образцов, «ноу-хау»); П – производство; Т – новый товар; Д 1 – доход от реализации товара
Фазы инновационного процесса 5. Потребление (эксплуатация) использование (эксплуатация); предоставление услуг по обслуживанию
Чистая прибыль в момент времени t Пt = Σ (Цt – Сt) Nt – Нt t=1 где Пt – прогноз чистой прибыли в году t; Tt – прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет; Цt – прогнозная цена продукта в году t – на конкретном рынке; Сt – прогнозные издержки по выпуску продукта году t; Nt – прогнозная годовая программа выпуска товара в году t; Нt – прогнозные налоги в году t по данному продукту. С использованием данной формулы возможно построение прогнозного цикла прибыльности планируемой к выпуску инновации
Распределение издержек инновационного процесса Фаза инновационного процесса Содержание работ Доля в общих издержках инновационного проекта, % Фазы 1 - 4От поиска идеи до создания прототипа 53 Фаза 5Освоение26 Фаза 6Внедрение на рынок
- Задачи инновационного кадрового менеджмента 1.Д остижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления персоналом
2. Планирование инновационной деятельности организации. 3.Формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации). 4.Определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
5. Выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления. 6.Организация инновационной деятельности. 7.Мотивация участников инновационной деятельности. 8.Систематическая оценка результатов инновационной деятельности и использование всего нового