Основные квалификационные характеристики учителя Квалификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования, профессионально-квалификационных групп /IV группа/
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" В соответствии с пунктом Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (I ч.), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434), приказываю: Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" согласно приложению. Министр Т.А. Голикова Приказ Минздравсоцразвития России 593 от 14 августа 2009 г.
Требования к квалификации Среднее или высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы; наличие профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентностей у сотрудника, а также компетентности по решению проблемных ситуаций.
Должностные обязанности Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных стандартов.
Должностные обязанности Владеет современными образовательными технологиями, в том числе и информационными. Разрабатывает рабочую образовательную программу по предмету, курсу на основе примерных учебных программ и в соответствии с Образовательной программой образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение рабочей образовательной программы, используя разные виды деятельности обучающихся (учебные и внеучебные), достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов), а также проводит анализ ее выполнения.
Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ- насыщенной среды образовательного учреждения (ведение электронных форм школьной документации, в том числе и электронного журнала и дневников обучающихся).
Должностные обязанности Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими; выполняет требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования; отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации (в том числе Закон РФ «Об образовании»), решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования Конвенцию о правах ребенка;
Должен знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теорию, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, воспитательной работы, программы и учебники; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права и научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
Учитель должен уметь Обосновать свой выбор программы и учебно- методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий; владеть элементарной компьютерной грамотностью (иметь навыки работы с Word, Excel),
Учитель должен уметь работать планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности; организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и овладение умениями, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся; осуществлять связь обучения предмету с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности; вести внеклассную работу по предмету