Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 1
Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот: Толпа и народ – это не одно и то же.
Например: Лень и трусость – самые дурные пороки. Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель. Конечно, это большое искусство – ждать. Большая Медведица – семь ярких звезд. Но: Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.) Прекрасный человек Иван Иванович! Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны.
Тире не ставится, если перед сказуемым есть: Глагол-связка: Искусство есть мышление в образах. Наречия: Обман всегда обман. Частицы: Эта вещь не новинка. Союзы : Лес будто терем расписной. Вводные слова: Гусь, известно, птица важная.
Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача. 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача.
Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ – не подмога. 4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров. 5. Солнце – ярко, небо – сине. 6. Властвовать значит доверять. 7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский 1.Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.) 2.Степь словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ не подмога. 4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.). 5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.) 6. Властвовать - значит доверять. 7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.
Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух.
Я (-) Дубровский? Логическое выделение одного из главных членов предложения обычно проявляется и при произношении подобных предложений. Сравните: Я не француз Дефорж. Я – Дубровский. Я не француз Дефорж. Я Дубровский.
Переделайте предложения так, чтобы они иллюстрировали правила постановки тире. Грибы являются самым удивительным растением.Они считаются питомцами туманов. Цветы называют детьми солнца, а грибы именуют детьми тени. Грибы - самое удивительное растение. Они питомцы туманов. Цветы - дети солнца, а грибы - дети тени.
Расставьте знаки препинания Грушницкий юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект их наслаждение. Их цель сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.
Проверьте себя Грушницкий - юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение. Их цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии. -2
Домашнее задание Составить связный текст, в котором должны быть представлены все случаи, когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым. Желаем удачи!