Урок 42 8 класс
План урока. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы.
Задание на урок. Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века?
2-я пол.19 в.-время расц- вета русской музыки. По инициативе М.Бала- кирева и М.Мусоргско- го возникла «Могучая кучка»(Ц.Кюи,А.Бороди н, Н.Римский-Корса- ков).Ее члены стреми- лись передать «правду жизни» ии особенности национального характе- ра.Сюжеты опер «Борис Годунов»,«Хованщина»( Мусоргский), «Пскови- тянка»(Римский-Корса- ков»,«Князь Игорь»(Бо- родин) уходят корнями в русскую историю. 1.Музыка. М.П.Мусоргский.
Величайший вклад в сок- ровищницу мирового музыкального искусст- ва внес П.И.Чайковс- кий.Его оперы«Евгений Онегин»,«Пиковая да- ма»,балеты «Лебединое озеро»,«Спящая краса- вица» и др. составляют гордость репертуара крупнейших театров во всем мире. В к.века расцвел талант С.Танеева, А.Глазунова, А.Лядова,А.Аренского,С.Рахманинова,А.Скря- бина и др. 1.Музыка. П.И.Чайковский. Фотография 1860 г.
На театральных подмостках блистали оперные пев- цы-В.Петров,П.Хохлов,Б.Корсов,Д.Леонидова и др Огромную роль в популяризации классической му- зыки сыграл Н.Рубинштейн.По его инициативе бы ли созданы Московское отделение Русского музы- кального общества,симфонический оркестр, Мос- ковская консерватория(1866 г.),нотное книжное издательство. 1.Музыка. Московская консерватория. К.19 века.
Огромную роль в культур ной жизни того времени играл театр.Он был не только местом развле- чений но и местом, где высказывались различ- ные общественные мне- ния,шли горячие фило- софские школы.Тетры действовали в 100 горо- дах.В 1865 г.по инициа- тиве А.островского и Н.Рубинштейна возник Артистический кружок- ставший центром теат- ральной жизни. 2.Театр. Памятник А.Н.Островскому.
Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр.Специа- льно для него писал пье сы,а затем ставил их А. Островский.В Петербур ге блистал Мариинский театр. 2я пол.19 века дала целую плеяду выдающихся ак теров,появились актер- ские династии-Садовс- кие,Самойловы,Василье вы. «Звездой» русского театра стала М.Н.Ермо- лова–прима Малого те- атра. 2.Театр. М.Н.Ермолова в роли Жанны дАрк.
Богородская игрушка. Появление крупной промышленности привело к ис- чезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль ис кусства.В Троице-Сергиевом Посаде были изготов- лены символы России-матрешки и открыт промы- сел по производству Богородских игрушек из липы. В 1900 г. матрешки с триумфом были представле- ны на всемирной выставке в Париже.Местные мас- тера делали наборы,включавшие до 50 фигур. 3.Художественные промыслы.
В селе Дымково близ Вят- ки изготавливали гли- няные игрушки-свисту- льки в виде людей,жи- вотных,птиц.Их раскра- шивали яркими анили- новыми красками.Ха- рактерной чертой дым- ковской игрушки стали пышные воротники,обо рки,яркий геометричес- кий орнамент. Сохранил свое своеобра- зие гжельский орна- мент-синяя роспись на белом фаянсе и фарфо- ре. 3.Художественные промыслы. Цирковой козел. Дымковская игрушка.
Особое место среди народных промыслов занимает хо хломская роспись.По преданию она появилась бла- годаря старцу-раскольнику, который прячась в мо- настыре начал промысел, а затем передал его сек- реты спасшим его мужикам.В к. 19 в. Промысел, не выдерживавший конкуренцию с фабричным про- изводством, пережил кризис, но был спасен Ниже- городским земством и вскоре стал национальной гордостью. 3.Художественные промыслы. Братина. Хохломская роспись.