Программа курса по выбору по литературе «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста»
Курс предназначен для учащихся 9 класса « Ю 1» класса и рассчитан на 34 часа Составлен Крахмалевой Татьяны Ивановны
Предметом изучения данного курса являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Курс ориентирован на решение следующих задач : - дальнейшее постижение учащимися специфики литературы как вида искусства ; - систематизация уже имеющихся знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов, понятий, расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и понятия на инструментальном уровне ; - обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма ; - формирование умения самостоятельно анализировать произведение в диапазоне допустимых интерпретаций ; - дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о произведении, развитие интеллектуальных умений речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
Материал для практической работы составляет русская литература вв., при этом делается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотрение отобранных произведений. Принцип отбора текстов определялись не только задачами развития аналитических умений старшеклассников, но и соотнесенностью материала с возрастными особенностями учащихся, спектром их интересов, задачами развития личности. Программа курса по выбору позволяет познакомить учащихся с некоторыми особенностями поэтики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Итогом работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа - миниатюры или стихотворения. Защита исследования проходит в конце учебного года.
Список литература для учащихся И.. Бунин « Красавица », « Убийца », « Роман горбуна », « Старуха ». А. С. Пушкин « Напрасно я бегу к сионским высотам …», « Египетские ночи », « Повести Белкина », « Капитанская дочка ». М. Ю. Лермонтов « Поэт », « Есть речи – значенье …», « Герой нашего времени ». А. П. Чехов « Казак », « Волк », « Красавицы », « Рассказ старшего садовника ». В. М. Гаршин « Красный цветок ». Л. Н. Толстой « Три смерти ». И. С. Тургенев « Щи », « Природа », « Как хороши, как свежи были розы …» Ф. И. Тютчев « Тени сизые смесились …»
Список литературы для учителя Баевский В. С. История русской поэзии. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Качуров М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Поспелов Г. Н. Теория литературы. Томашевский Б. В. Поэтика.